Сначала оно принадлежало двоюродному брату Дмитрия Донского, позже перешло во владения митрополичьего Новинского монастыря. Как сказали бы сегодня, точкой роста тогдашней экономики района была Тверская дорога, соединявшая Москву с Тверью и Тверским княжеством. По одной из версий историков, само название "Пресня" произошло от видоизменения слова "приездная". Именно здесь останавливались гости Первопрестольной перед въездом в Московское княжество. И только во время обмера и межевания территорий в середине XVII века земли к юго-западу от Тверской дороги, включая Ходынское поле, были отмечены как "особо выгодные" и вошли в состав государственных владений. Со временем на Пресне – все еще периферийном районе на северо-западе Москвы – стала развиваться столичная промышленность. Здесь появились Прохоровская ткацкая фабрика (впоследствии – Товарищество Прохоровской трехгорной мануфактуры), лакокрасочная фабрика Мамонтова, котельный завод Смита, Даниловский сахаро-рафинадный завод, химический красочный завод Оссовецкого, мебельная фабрика Шмидта… По мере индустриализации района открылись и Механический завод Грачева и К (впоследствии – машиностроительный завод "Красная Пресня"), и ТЭЦ-7, и Хлебозавод № 5, позже переименованный в Хлебозавод имени В.П. Зотова. Сегодня Пресненский район входит в Центральный административный округ Москвы. И точно так же, как когда-то утратилась роль постоялого двора при границах города, уходит в прошлое промышленная мощь района: предприятия переносятся ближе к столичным окраинам. Впрочем, передислокация объектов промышленности вовсе не означает физическое устранение зданий. Тем более, что некоторые из них являются памятниками архитектуры. Например, здание Хлебозавода им. В.П. Зотова, которое в 2004 году, то есть спустя 73 года после строительства, отнесено ко вновь выявленным объектам культурного наследия. Это круглое здание из красного кирпича находится на пересечении Ходынской улицы и Пресненского вала. Не многие знают, что круглая форма хлебозавода – это вовсе не дань модному в начале XIX века русскому конструктивизму, а технически обусловленный инженерный замысел. Возникновение хлебозавода на Ходынской улице было обусловлено двумя факторами. Во-первых, начавшаяся в 20-х годах прошлого столетия коллективизация повлекла отчуждение у крестьян значительного количества зерна. А во-вторых, Пресненский район имеет удобные подъездные пути, в том числе и железнодорожные. В результате в 1931-32 годах был построен хлебозавод по проекту архитектора Александра Никольского (здание) и инженера Георгия Марсакова (техника). Кольцеобразная форма была определена революционным для своего времени замыслом построить хлебозавод-автомат: мука смешивалась с силосом и закваской и спускалась по спирали с четвертого этажа. На третьем этаже готовая опара оказывалась в тестомесильном отделении, откуда после брожения готовое тесто попадало в отделение тесторазделочное. Далее – в печь на втором этаже и, наконец, – в хлебохранилище на первом. Недаром решение Марсакова многие сравнивают с конвейером Ford, также ставшим прорывом инженерной мысли. Название именем В.П. Зотова хлебозавод тоже получил не случайно. Василий Петрович был выдающейся личностью, начавшей свой трудовой путь рабочим московских булочных и хлебопекарен в 1910-х годах и дослужившийся к 1970-м до министра пищевой промышленности СССР. В тяжелые годы войны, когда большинство предприятий отрасли было переориентировано на нужды военной промышленности, он отвечал за поставки продовольствия населению и армии. Конечно, со временем первоначальный внешний вид хлебозавода существенно исказился: к зданию добавлялись пристройки, закладывались окна и двери и т.д. Но все эти изменения будут восстановлены по сохранившимся снимкам и проектным документам. Так что, помимо сохранения на своем историческом месте архитектурный памятник ждут реставрационно-восстановительные работы. Кроме того, в нем откроют музей пекарного дела, а также пекарню, кафе и магазин хлебобулочных изделий. История не стоит на месте. Развивается город, вместе с ним развивается и Пресненский район. В те или иные промежутки времени ему приходится выполнять разные роли, справляться с новыми функциями как муниципальной единице большого организма – Москвы. Тем отраднее, что в этом стремительном темпе современной жизни у нас есть возможность не только обеспечивать свои сиюминутные нужды, но и сохранять частички собственной истории.