Планируется, что всего в этой сети будет работать около 300 предприятий торговли, 100 аккредитованных предприятий бытового обслуживания и 20 аккредитованных предприятий социального питания. С этой целью в декабре 2006 года правительством города было принято Постановление № 1060-ПП "О дополнительных мерах по развитию сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности социально гарантированного уровня в Центральном административном округе города Москвы". В нем есть ряд принципиальных моментов. Например, в условия инвестиционных конкурсов будут внесены обязательства по размещению на территории округа торговых объектов социальной направленности, а при выделении доли города в натуральном выражении, инвесторы будут обязаны проектировать отдельный блок с отдельным входом для размещения таких предприятий, включая магазины предварительных заказов. Другой момент касается разработки проектов комплексной застройки микрорайонов Центрального округа с учетом размещения отдельно стоящих торгово-бытовых комплексов и функционального назначения нежилых помещений, расположенных на первых этажах. Кроме того, префектура ЦАО совместно с Департаментами потребительского рынка и услуг, социальной защиты населения должны обеспечить контроль за качеством обслуживания и выполнением обязательств по ценовой доступности товаров и услуг повседневного спроса с активным привлечением ветеранских организаций, депутатов муниципальных собраний, общественных объединений. В постановлении определена схема размещения предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания шаговой доступности по районам ЦАО, из которой следует, что, например, в Пресненском районе недостает 600 кв. м для продовольственных магазинов, 130 – для объектов общественного питания и 990 кв. м – для бытового обслужи-вания. Всего в районе для погашения дефицита требуется изыскать 1720 кв. м свободных торговых площадей. В основном это будет осуществляться за счет вводимых новых домов и уже имеющихся нежилых помещений. Так, в проблемной зоне Шелепихинское шоссе – Мукомольный проезд – Шелепихинская набережная для предприятия общественного питания шаговой и ценовой доступности не хватает 130 кв. м, а для объектов бытового обслуживания – 580. Кафе и большая часть "бытовки" разместится в новом жилом доме по улице Шелепихинское шоссе, вл. 3-5, где планируется занять около 400 кв. м нежилых помещений. В микрорайоне Тверской бульвар – улица Большая Никитская предприятия бытового обслуживания также откроются в новом административножилом здании в Большом Гнездиковском переулке, вл. 3-5, где на эти цели будет отдано более 300 кв. м нежилой площади. На участке, включающем в себя улицы Мантулинская, 1905 года, Сергея Макеева, Звенигородское шоссе, Шмитовский проезд, недостает 160 кв. м торговой площади, но этот дефицит с лихвой восполнит новостройка по Шмитовскому проезду, 16, где сдается 500 кв. м нежилых помещений. Продовольственные магазины на площади 160 кв. м намечено открыть и в микрорайоне, образуемом улицами Большая Садовая, 2-я Брестская, Грузинская и Красина. Они разместятся в нежилых помещениях, которые будут подбираться городскими властями. Для жителей улиц Красная Пресня, 1905 года, Краснопресненская набережная – распахнет двери большой продовольственный магазин в новом доме № 36, стр. 2 по улице Красная Пресня. Предприятия непродовольственной торговли и бытового обслуживания в рамках разрабатываемого проекта развития территорий, прилегающих к ММДЦ "Москва-Сити", запланированы и в микрорайоне Камушки. Для восполнения дефицита здесь требуется не менее 2100 кв. м нежилых площадей. В этом же постановлении правительства определен адресный перечень инвестиционных объектов Центрального округа для проработки возможности размещения предприятий потребительского рынка и услуг социально гарантированного уровня на доле города. На Пресне называются следующие адреса. В административном здании на улице Баррикадная, вл. 4 и в строящемся здании многофункционального назначения наземной части Центрального ядра ММДЦ Москва-Сити (Краснопресненская набережная) предлагается разместить "народный" ресторан на 600 мест. В реконструируемом жилом доме в Вознесенском переулке, 11, стр. 3 – предприятие бытового обслуживания, в торговом комплексе многоэтажного гаража по улице Б. Декабрьская, 11 – магазин "Утконос". Возможность открытия пункта бытового обслуживания и магазина "Утконос" рассматривается также в реконструируемом нежилом доме на улице Красина, 27, стр. 1. Не исключено, что "Утконос" появится и в новом офисножилом здании в Б. Предтеченском пер., вл. 3-5. В жилых комплексах на улицах Б. Никитская, 9/15/2, стр. 1 (подъезды 1-2) и Трехгорный вал, 14, стр. 1 предполагается разместить продовольственные магазины. Дата ввода всех этих объектов по инвестиционным проектам – 2007-2008 годы. Кроме того, предприятия социально гарантированного уровня планировалось открыть в объектах, уже введенных в эксплуатацию. К примеру, продовольственные магазины – в административно-деловом здании на улице Баррикадная, д. 19, стр. 1 и жилом доме в М. Козихинском пер., 7-9, стр. 1, 2, предприятия бытового обслуживания – в жилом доме в Брюсовом пер., 2/14, стр. 5 и в административных зданиях на улицах Красина, 27, стр. 2 и Тверской бул, 16, стр. 1, 2, 3, 4, а "народный" ресторан – в новом административном здании по адресу: Гранатный пер., 22, стр. 1. Стоит отметить, что в дальнейшем строительство магазинов, предприятий бытового обслуживания и общественного питания в городе будет проходить системно, с учетом изменений, внесенных в МГСН 1. 01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы" Постановлением Правительства № 558-ПП от 25 июля 2006 года. Исходя из этого документа, потребность в продовольственных магазинах рассчитывается в радиусе 500 м по средним расчетным показателям. Магазины рекомендуется размещать с учетом не менее 80 кв.м торговой площади на 1000 жителей. При расчете потребности в предприятиях торговли в радиусе пешеходной доступности 500 метров вводится понижающий коэффициент 0,7 при условии двадцатиминутной пешеходно-транспортной доступности крупного торгового комплекса, предоставляющего товары повседневного спроса. Расчет потребности в объектах непродовольственной торговли местного значения проводится по радиусам пешеходной доступности 500 м на территории района города Москвы. С учетом неравномерной концентрации дневного населения, расчетная потребность увеличивается вблизи стан-ций метро, общегородских магистралей и сокращается в жилых кварталах, но должна составлять не менее 40 кв. м торговой площади на 1000 жителей на жилой микрорайон. В Центральном округе нормативная обеспеченность населения магазинами должна составлять 300 кв. м торговой площади на 1000 жителей. В рекомендуемый к открытию в жилых микрорайонах перечень продовольственных предприятий, который состоит более чем из 20 наименований, входят, например, кулинария, супермаркет, минимаркет, универсам, гастроном, продовольственный рынок, рынок по торговле сельскохозяйственной продукцией, диетические продукты, продукты детского питания и др. При оценке состояния сети учитывается и доля социально значимой торговли в составе городских объектов, таких, как гипермаркет, торговый комплекс, универмаг (ориентировочно до 30 процентов общей площади крупных торговых объектов). В зависимости от пешеходной доступности предлагается размещать определенные виды магазинов. Так, в пешеходной доступности до 500 м рекомендуется неспециализированный продовольственный магазин площадью 50-100 кв. м, минимаркет, торгующий продовольствием, сопутствующими хозтоварами, дисконтный магазин (универсальный магазин самообслуживания) и магазины заказов. В радиусе 500-800 м может находиться супермаркет, торговый центр, специализированные продовольственные и непродовольственные магазины, включающие в свой ассортимент товары социально необходимого набора. Отрадно, что столичные власти стали уделять открытию предприятий торговли, услуг и общественного питания социальной направленности самое пристальное внимание. Принимается немало документов правительства, систематизирующих эту работу. Остается надеяться, что в ближайшие годы проблема будет решена. И малообеспеченные москвичи недалеко от своего дома смогут получить весь необходимый спектр товаров и услуг.