– В политической системе нашего общества фактически существуют две партии власти (ЕР и СР). Ваша точка зрения, насколько это целесообразно? – Давайте вынесем за скобки термин "партия власти". Сегодня "ЕдинаЯ РоссиЯ" – это партия, победившая на выборах. Но победой на выборах можно считать и тот результат, который позволил любой другой партии получить места в парламенте, а это и "Справедливая Россия", и ЛДПР, и КПРФ. Таким образом, в Госдуме представлен довольно широкий спектр политических взглядов. При этом есть партия лидирующая – "ЕдинаЯ РоссиЯ" – и оппозиционные ей. Поэтому я не вижу особого смысла в том, чтобы выяснять и определять, какая из партий – партия власти, а какая – нет. Для меня как представителя "Единой России" существует только одна партия, я работаю на ее авторитет и меня волнует ее дальнейшая судьба. Захотят другие политические партии работать вместе с нами на благо граждан – ради Бога, захотят нам оппонировать – мы тоже это приветствуем, давайте спорить и вместе находить пути решения стоящих перед нами задач. Единственное, что не надо делать – это бросаться в крайности и звать людей на баррикады. Этот урок мы должны уже были усвоить. – По итогам выборов депутатов Мосгордумы в декабре 2005 года впервые был принят план реализации предложений избирателей, высказанных в ходе предвыборной кампании. Во время избирательных кампаний по выборам депутатов Госдумы РФ и Президента РФ партия "ЕдинаЯ РоссиЯ" собирала наказы избирателей. Какова дальнейшая судьба этих наказов? И нужно ли их закрепить законодательно? – Сегодня тема наказов получила более широкое освещение, хотя и в прежние годы эта работа проводилась. Часть наказов была передана мэру Москвы, часть – правительству города, которое, кстати, ежегодно проводит специальные заседания на эту тему и отчитывается о проделанной работе. Московская организация "Единой России" и Московская городская Дума эти наказы также воплощает в жизнь. Но есть вопросы, которые решаются сразу, а есть и такие, и их большинство, которые требуют гораздо больше времени. Но это нормальная целенаправленная плановая работа. Ведь у нас нет волшебной палочки, взмахнув которой, можно сразу решить все проблемы. Главное, что выработана система взаимодействия двух ветвей власти, которая дает возможность реализовать эти обещания, а отчеты об исполнении наказов ежегодно публикуются в городских СМИ. В то же время к нам, помимо наказов, поступивших в предвыборный период, постоянно приходят и просто предложения, и замечания жителей, которые мы используем в работе. Повторюсь, что это обычная практика, депутаты избраны москвичами и обязаны реагировать на их просьбы и обращения, работать в интересах города и его жителей. Что же касается специального закона о наказах, то он, на мой взгляд, не нужен. Если депутат не реагирует на обращения жителей, не исполняет своих обещаний – они просто не выберут его на следующий срок. Вводить же систему ответственности за невыполнение наказов, законодательно подкрепленную, наверное, не совсем правильно. К тому же, будь такой закон принят, то тут же найдутся горячие головы, которые, например, начнут злоупотреблять предоставленными законом возможностями и пытаться "наказать" депутата. На самом же деле для него самое большое "наказание" – не избраться на следующий срок, и это "наказание" вынесут ему сами избиратели. А досрочно лишить депутата полномочий, по сути, имеет право партия, выдвинувшая его кандидатом. – Андрей Николаевич, Москва и Московская область активно развиваются. Время от времени в СМИ возникают дискуссии о возможности объединения Москвы и области в единый регион. Создана объединенная комиссия МГД и Московской областной Думы, в которую вы входите на правах заместителя сопредседателя. Как она работает, какие вопросы рассматривает? – Вопрос давний и интересный. И уже многие, говоря о Москве или области, имеют в виду оба эти региона как единое целое. Это вполне естественно, и, на мой взгляд, правильнее сегодня говорить о более тесном взаимодействии, а не об объединении. Очень важно, чтобы наши два региона были связаны едиными целями и задачами. Прежде всего, это касается транспортной системы и строительства жилья, ведь это напрямую затрагивает интересы как москвичей, так и жителей Подмосковья. Выяснять же, кто сильнее и мощнее – это не метод и не самоцель. Я считаю, что сегодня нам надо искать больше точек соприкосновения. Но пока, к сожалению, должен констатировать, что в нынешнем созыве объединенная Комиссия МГД и областной Думы работает меньше, чем в прошлом созыве. – В конце прошлого года правительство Москвы на своем заседании обсудило стратегию развития столицы на период до 2025 года. Какой, на ваш взгляд, должна стать Москва к этому времени? И не планируется ли утвердить стратегию городским Законом? – Стратегия после всестороннего обсуждения будет утверждаться постановлением правительством Москвы. Этот документ по мере развития города может корректироваться, тогда придется вносить постоянные изменения. Поэтому утверждать ее городским законом вряд ли целесообразно. Законом можно закрепить какие-то постоянные составляющие концепции, что, скорее всего, и будет сделано. В ближайшие 10-15 лет в Москве предстоят серьезные изменения: в строительстве новых дорог, вылетных магистралей, улучшении действующей дорожной сети. Конечно же, надо продолжать строить жилье для очередников, совершенствовать жилищно-коммунальное хозяйство, социальную сферу, развивать малый бизнес. И в этой связи хочу отметить, что в Москве есть четкое стратегическое и тактическое планирование. Без этого в городе, в котором проживают более 10 миллионов человек, давно наступил бы коллапс, как того, видимо, желают наши оппоненты. Но этого не происходит, город живет, развивается, на заседаниях правительства Москвы еженедельно принимаются решения по важнейшим вопросам жизни столицы. Соответствующие законы принимаются депутатами Мосгордумы. Когда концепция будет окончательно принята, в ней определят конкретные задачи для отраслевых Департаментов города Москвы, будут приняты подзаконные акты – пойдет нормальная повседневная работа. – Каков действующий механизм согласования городских законопроектов с депутатами муниципальных собраний? Какие законопроекты направляются для согласования в районы, какие – нет? – Те законопроекты, которые связаны с городским управлением, изменением ее структуры, которые затрагивают местные интересы территорий, обязательно направляются на согласование не только мэру и правительству Москвы, но и в территориальные органы власти и муниципалитеты. Затем, уже с учетом их мнения, Мосгордумой принимается закон. – Недавно в одном из ин-тервью заместитель мэра А.В. Петров заявил, что власти города готовы передать органам местного самоуправления то, "что муниципалитеты и муниципальные собрания сделают лучше нас, быстрее и дешевле". А что, по вашему мнению, можно и нужно передать в первую очередь? Не планируется ли в обозримом будущем предоставить районам возможность формировать собственные бюджеты, чтобы руководители районов были бы заинтересованы и могли самостоятельно планировать направление средств для решения наиболее важных проблем района? – Передача полномочий на места идет постоянно и поэтапно. Местное самоуправление – власть молодая, нарождающаяся. Без определенной школы, без прохождения определенных этапов положительного результата не будет. Это все равно, что посадить человека в первый раз за руль автомобиля на оживленной городской трассе и сказать: "Поезжай". Может быть, один из тысячи и проедет, но делать этого, как вы понимаете, нельзя. Ведь от него зависит жизнь многих водителей – участников движения… Чем лучше и качественнее в профессиональном плане становятся органы местного самоуправления, тем больше функций им передает город. Система управления городом – очень сложная, многоотраслевая. Когда ничего не понимающие в этом люди говорят, мол, ерунда, я на этой машине проеду очень быстро и качественно, тут много рычагов управления, да и люди мне помогут – ничего подобного! Чтобы всем этим управлять, надо многое понимать и многое уметь. Люди с этим умением не рождаются, этому учатся, так же, как ходить, говорить, читать, писать и т.д. Фактически местное самоуправление выпестовано городом. Можно сказать, ребеночка родили и воспитываем сейчас. Кто-то хочет большего, но если провести аналогию, то дети тоже хотят большего, например, сразу бегать по лестнице, прыгать и т.п. Но это приходит постепенно, так как, если дети пытаются сразу начинать бегать и прыгать, то набивают шишки. Подобные эксперименты на людях – недопустимы. – А какие конкретно полномочия могут быть переданы в ближайшее время? Скажем, благоустройство дворов. – Местные депутаты уже и сейчас, в определенном смысле, в этом участвуют. В целом же программа благоустройства сегодня – это дело и ответственность исполнительной власти. Хотя думаю, что мы придем к тому, что со временем муниципалитеты станут полновластными хозяевами на своей земле. Но для этого надо пройти достаточно серьезный путь, подкрепить это законодательно. Возможно, управ в нынешнем виде не будет, их заменят муниципалитеты, либо префектуры уже будут менее нужны как управленческие координирующие органы. Для этого должно пройти время, и стоит хорошенько подумать, какой путь выбрать. Но вертикаль власти в городе необходимо сохранить. Объяснение простое. Сегодня у нас 123 района, 125 муниципалитетов. Хорошо, что сейчас есть централизованная власть, есть Юрий Михайлович Лужков, есть правительство города, избран и работает городской парламент. И чтобы все это и далее эффективно действовало, необходима крепкая законодательная основа и единая система, которая бы работала, прежде всего, в интересах города. Иначе будет более сотни удельных князей, каждый из которых захочет делать что-то свое. Одна ситуация – в центре, совсем другая – на окраинах города: разные бюджеты, разные возможности. И все это надо складывать так, чтобы получился правильно организованный калейдоскоп. Именно поэтому говорить сегодня о полной независимости муниципалитетов, муниципальных собраний пока рано.