• Социальные гарантии столичного бюджета

    В 2009 году, как отмечают депутаты, главный финансовый документ города сохранит свою социальную направленность – более 50% средств пойдут на поддержку социально-незащищенных москвичей. Ранее планировалось, что доходная часть бюджета в 2009 году составят 1,530 триллиона рублей. Расходная часть была запланирована в размере около 1,664 триллиона рублей. Однако проблемы финансового рынка стали все больше и больше сказываться на реальном секторе экономики, что в итоге заставило городские власти более внимательно отнестись к формированию бюджета 2009 года. Департаментом финансов города с участием специалистов Управления федеральной налоговой службы, Комплекса экономической политики и развития столицы, а также имущественно-земельного комплекса и Комитета государственных заимствований Москвы был проведен анализ экономической ситуации. В результате в основу бюджета легли два важнейших финансовых документа – прогноз социально-экономического развития и реестр расходных обязательств города.
    Следует отметить, что с подобной ситуацией при принятии бюджета столицы законодателям не приходилось сталкиваться уже свыше 10 лет. Бюджет столицы был одним из самых больших не только в России, но и в мире. Его профицит позволял решать социальные и экономические вопросы, выделять дополнительные средства на развитие города, поддержку его жителей. Но мировой кризис внес свои коррективы.
    Секвестирование доходной-расходной части произошло в ноябре, когда бюджет принимался во втором чтении. Коррекция составила 143 и 202 млрд рублей соответственно. По доходам в наибольшей степени это коснулось двух основных налоговых источников: налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Это вполне объяснимо. Почти две трети столичного бюджета – это деньги нефтяников, газовиков и строителей. Тенденции по снижению цен на нефть, кризис финансовых институтов, замедление темпов развития экономики и, как следствие, снижение доходов населения не внушает оптимизма по поводу налоговых сборов. Так, по предварительным расчетам, падение зарплат уже составило от 1,5 до 10%, в зависимости от предприятия. Что будет на рынке труда в 2009 году, прогнозировать никто не берется.
    Ожидаются потери и в сфере торговли. Снижение реальных доходов населения уже в начале следующего года может привести как минимум к стагнации, а ведь торговля дает около 20% ВВП Москвы.
    Разработчики бюджета уменьшили и прогнозные поступления от налога на имущество организаций, поскольку, в складывающейся экономической ситуации ожидается сокращение объемов налогооблагаемой базы.
    Главный принцип формирования бюджета – сдержанность и взвешенность, без увеличения государственного долга и дефицита казны. Поэтому наиболее важное изменение в проекте бюджета коснулось снижения дефицита казны путем минимального привлечения заемных средств.
    Теперь о расходах. Более всего решено урезать бюджетные инвестиции – на 150 млрд рублей. Это, к сожалению, негативно отразится на большом количестве нужных для города проектов, в том числе связанных с созданием инновационной системы и поддержкой промышленности. Но другого выхода нет. Решено, что Москва на время приостановит все инвестиционные проекты в регионах.
    Недофинансирование ждет все отрасли экономики и городского хозяйства. Более всего пострадают топливно-энергетический комплекс (почти на 30%), дорожное строительство (на 22%), транспорт (на 16%), связь и информатика (на 12,5%). В жилищном хозяйстве бюджетное финансирование, без учета капиталовложений, будет сокращено на 16%. В свою очередь, коммунальному хозяйству бюджетных ресурсов будет выделено меньше на 17,1%, а на благоустройство – на 10,3%. Снижение капитальных затрат приведет к значительному снижение планов по вводу новых поликлиник, физкультурно – оздоровительных комплексов (ФОК) и других подобных объектов. Так в 2009 году Москва недосчитается семи новых поликлиник, из 50 запланированных ФОК будет построено меньше половины. В случае дальнейшего углубления кризиса, город может по максимуму свернуть все расходные статьи, кроме социально-ориентированных.
    Экономить на небогатых горожанах власти не собираются. Так все расходы по социальным статьям сохранены. К концу 2009 года московские пенсии должны будут достичь суммы, равной двум прожиточным минимумам, – эта статья расходов остается без изменений. В полном объеме будут выделены средства на рост зарплат бюджетников, социальные льготы для определенных категорий граждан, их бесплатный проезд на общественном транспорте. Не будут сокращаться суммы, которые Москва намерена потратить на проведение Года равных возможностей, то есть на помощь инвалидам.
    Кроме того, бюджетом предусмотрены средства и на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики. Это очень важное решение. Ведь есть все предпосылки к тому, что в различных отраслях экономики и на отдельных предприятиях могут возникать сложные ситуации, обусловленные, главным образом, не стратегическими просчетами руководства, а прямым воздействием финансового кризиса, дефицитом оборотных средств. На реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики в 2009 году дополнительно направят 50 млрд рублей. Еще 30 млрд рублей – бюджетная "подушка безопасности". Она позволит оперативно оказывать антикризисную поддержку компаниям в виде городских субсидий или бюджетных инвестиций. Деньги не малые, но если их не выделять, то могут просто прекратить существование многие, нужные для городского хозяйства и имеющие хорошую перспективу предприятия.
    Столичные власти поддержат и малых предпринимателей. В условиях кризиса правительство приняло решение установить для них льготную ставку на аренду в размере 1300 рублей за 1 кв. метр в год. Кроме того, компании, размещенные в бизнес-инкубаторах, как, впрочем, и весь московский малый бизнес, могут рассчитывать на компенсацию части затрат на так называемое энергоприсоединение к внешним сетям. Более того, в 2009 году эту поддержку планируется расширить за счет компенсации затрат, разрабатываются и кредитные льготы.
    Из разряда хороших новостей – в 2009 году не произойдет сокращения ввода жилья. План – 2, 7 млн кв. метров. Правда расходы по этой статье планируется снизить почти в два раза – до 30-35 миллиардов рублей. Но власти надеяться на снижение цен на рынке недвижимости. Выкупную стоимость жилья у коммерческих застройщиков городу уже удалось снизить до 65 тыс. руб. за 1 кв. м в Москве и до 54 тыс. руб. за 1 кв. м в Подмосковье. В следующем году она может упасть еще на 20-30%. В мэрии также уповают на снижение себестоимости строительства, которая сейчас по типовым домам составляет 32 тыс. руб. за 1 кв. м без учета затрат на создание внутренней инфраструктуры.
    В целом, согласно внесенным изменениям, основные характеристики бюджета столицы прогнозируются следующим образом: объем доходов: 1 трлн 387 млрд 110 млн рублей, объем расходов – 1 трлн 462 млрд 31 млн рублей.
    Таким образом, дефицит бюджета – почти 75 млрд рублей.
    Конечно, не исключено, что бюджет-2009 будет пересматриваться и в следующем году – все-таки неизвестно, как будет развиваться кризис.
    Категории: Работа, В МГД