Андрей Чемоданов - настоящие ФИО - Андрей Владимирович Сельверов - родился 18 апреля 1969 г. в Москве в семье кандидата медицинских наук.
До 16 лет носил фамилию Чемоданов, затем взял фамилию матери - Сельверов - оставив Чемоданов как псевдоним
Отец — Владимир Иванович Чемоданов, кандидат медицинских наук.
Мать — Нелли Бадмаевна Сельверова, советский и российский эндокринолог. Доктор медицинских наук. Заведующая лабораторией возрастной эндокринологии Института возрастной физиологии
Окончил московскую школу № 91 (1976—1986)
Недолгое время учился в медицинском вузе в Петербурге
1987—1989 г. срочная военная служба
Из армии вернулся сначала в Ленинград, затем, в 1991 году, — в Москву. В 1990 году начал писать стихи.
Работал курьером, снабженцем, дворником, сторожем, помощником режиссёра, рецензентом, продавцом гжели, продавцом книг
В 1995 году, уйдя в запой и разведясь с женой, написал "строфический верлибр" "Вчера я зашёл в лавочку на углу…", в котором все слова использовал в прямом лексическом значении, полностью отказавшись от метафор, олицетворений, сравнений. Некоторыми критиками стихотворение было квалифицировано как "приговщина". Написав несколько подобных стихотворений, Чемоданов вообще прекратил писать, вернувшись к стихосложению только в 2000 году
" …Такой тайм-аут действительно сыграл важную роль. Исчез дисбаланс между начитанностью и отсутствием горького, маргинального, но жизненного опыта. Ирония так же перестала быть чересчур литературной. Выяснилось, что я избавился или почти избавился от многих влияний и нашёл в себе силы не поддаваться обаянию чужого стиля. Период ученичества не кончился, он, надеюсь, не кончится никогда, однако перешёл на новый уровень
Публиковался в журналах и газетах "Мансарда", "Алконостъ", "Московский комсомолец", "Общая газета", "Книжное обозрение", "Литературная газета", "Юность", Terra Nova (Сан-Франциско), "Новый мир", "Кольцо А", "Абзац", "Рец" и др.
Член редколлегии альманаха "Алконостъ"
Некоторые верлибры Чемоданова положены на музыку композиторами Сергеем Трухановым, Олегом Лубягиным, Алексеем Тиматковым
Свою поэзию Андрей Чемоданов много лет выстраивал как антитезу собственной "слишком человеческой", до омерзительности, телесности. Благожелательный к Чемоданову литературный критик так описывает свои впечатления от несколько встреч с ним на поэтических чтениях:
" Вышел Чемоданов… Это был человек внушительных размеров — с панамкой на голове, с бульбой носа, со шматами сала на щеках, с щёткой усов, с тросточкой <…> и, как все предыдущие поэты, подвыпивший (точно таким он запечатлён у Арсения Гончукова в короткометражном фильме "Раз! И нету никого…"). "
" …Чемоданов готовится читать. Я сижу прямо за ним и пытаюсь не смотреть на сваливающиеся сзади штаны поэта, где белеет волосатое человеческое мясо. Я могу вспомнить ещё с десяток таких картин. "
Такому сознательно выбранному образу сам же Чемоданов противопоставляет свою нежную лирику и опыты осмысления поэтического языка
Андрей Чемоданов считает себя создателем так называемого "строфического верлибра". Этот верлибр состоит из нескольких строф, каждая из которых по отдельности является верлибром и при этом повторяет предыдущую: "столько же строк в каждой следующей строке, то же количество слогов и то же соотношение ударений, что и в каждой следующей строке"
Премии за творчество:
Диплом "Лучшая книга года" поэтической премии "Московский счёт" (2012, за поэтическую книгу "Я буду всё отрицать")
Премия "Московский счёт" (2017, специальная премия за книгу "Ручная кладь")
Трижды входил в лонг-лист Григорьевской премии по литературе, в 2017 году вошёл в её шорт-лист
Премия "Нонконформизм" в номинации "Нонконформизм-поступок" (2018)
Сочинения:
Совсем как человек. — М.: Воймега, 2004.
Я буду всё отрицать. — М.: Воймега; Творческое объединение "Алконостъ", 2011