Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
1915—1917 гг. - окончил Харьковское художественное училище
В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда красных, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых.
С 1919 по 1920 служил в Красной армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТа" в Курске.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе "Группы трех" (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская монументальная картина "Оборона Петрограда" (1928).
1928-1930 преподавал во ВХУТЕИНе
1928-1934 преподавал Московском полиграфическом институте
В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения "Октябрь", а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты "Механизируем Донбасс", "Физкультурница". В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: "На балконе", "Девочка у окна", "Наемник интервентов".
С 1932 г. - начался новый этап в творчестве. Самой значительной работой этого периода является картина "Мать" (1932). В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: "Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами" (1933), "Купающиеся девушки" (1933), "Полдень" (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: "Безработные в Берлине" (1933), наполненные гневом рисунки к роману "Огонь" А. Барбюса (1934).
С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации ("Парашютист над морем", 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова "Через полюс в Америку" (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — "Будущие лётчики" (1937).
Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится "Левый марш" (1940).
1934-1946 преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова
В период Великой Отечественной войны жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката "Окна ТАСС".
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — "Сгоревшая деревня" (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно "Оборона Севастополя" (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
1945-1953, преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, до 1948 директор института
1953-1957 преподавал в Московском архитектурном институте
1957-1963 преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова
12 июня 1969 г. - умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Член президиума (с 1958), вице-президент (1962—1966), академик-секретарь (1966—1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР.
Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А.А.Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ). и др.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963).
Лауреат Ленинской премии (1964) - за мозаики "Хорошее утро" (1959—1960) и "Хоккеисты" (1959—1960)
Герой Социалистического Труда (1969)
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро "Маяковская" (1938) и "Новокузнецкая" (1943), интересны мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Государственные награды:
Золотая Звезда "Серп и Молот" Героя Социалистического Труда (1969)