Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (31) мая 1892 г. в Москве в семье служащего.
Отец - Георгий Максимович Паустовский, железнодорожного статистик, отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда,
Мать - Мария Григорьевна Паустовская
Семья жила проживавшей в Гранатном переулке, ныне Пресненский район
В 1898 году семья вернулась из Москвы в Киев
1904 г. - поступил в Первую киевскую классическую гимназию.
После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.
Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, где проучился два года.
В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, "москвич по рождению и киевлянин по душе", прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе. В предисловии к украинскому изданию "Золота троянда" (рус. "золотая Роза") 1957 года он писал:
В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку образ родного края с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа. Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет
С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии
После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море. После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 гг
Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве в декабре 1918 года он был мобилизован в Украинскую гетманскую армию, а вскоре после очередной смены власти был мобилизован в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк был расформирован.
Впоследствии много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете "Моряк". В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом, И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания), Багрицким, Л. Славиным. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Новом Афоне, ухуме, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.
В 1923 году Паустовский вернулся в Москву.
Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда", журналов "30 дней", "Наши достижения" и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале "30 дней" впервые были опубликованы очерки: "Разговор о рыбе" (№ 6), "Погоня за растениями" (№ 7), "Зона голубого огня" (№ 12).
С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах. В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью "Кара-Бугаз". Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой "Великан на Каме". Повесть "Кара-Бугаз" была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой — после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем.
В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Петрозаводского завода (тема была подсказана А. М. Горьким). Результатом поездки стали повести "Судьба Шарля Лонсевиля" и "Озёрный фронт" и большой очерк "Онежский завод". Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков "Страна за Онегой" и "Мурманск".
По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк "Подводные ветры", напечатанный впервые в журнале "Красная новь" № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете "Правда" вышел очерк "Новые тропики", написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.
Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк "Михайловские рощи", опубликованный в журнале "Красная новь" (№ 7, 1938 г.).
Указом Президиума Верховного Совета СССР "О награждении советских писателей" от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени ("За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы")
С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте[9]. В письме Рувиму Фраерману от 9 октября 1941 года он писал: "Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня…"[18]
В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАССа. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой "Пока не остановится сердце", романом "Дым отечества", написал ряд рассказов[18]. Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал "Барнаульские месяцы"[18]. Премьера спектакля по пьесе "Пока не остановится сердце", посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года[18].
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времен оттепели "Литературная Москва" (1956) и "Тарусские страницы" (1961).
Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев. В своей книге "Превращения" Инна Гофф писала о К. Г. Паустовском:
Я часто о нём думаю. Да, он обладал редкостным талантом Учителя. Не случайно среди его страстных поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества,— именно это высокое слово хочется здесь употребить.
В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм[9]. По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году[21]. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри. В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову[22]. В книге "Лексикон русской литературы ХХ века", написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком, по этому поводу сказано: "Запланированное вручение Нобелевской премии К. Паустовскому в 1965-м не состоялось, так как советские власти начали угрожать Швеции экономическими санкциями. И таким образом вместо него был награждён крупный советский литературный функционер М. Шолохов"[23].
К. Г. Паустовский был в числе любимых писателей Марлен Дитрих. В своей книге "Размышления" (глава "Паустовский") она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время её выступления в ЦДЛ[24]:
"…Однажды я прочитала рассказ "Телеграмма" Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шёл его английский перевод.) Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома "Повести о жизни" и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: "Это невозможно!" Нора уверяла: "Да, он здесь вместе со своей женой". Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, — когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого. По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени. Волнуясь о его здоровье, я хотела, чтобы он тотчас же вернулся в больницу. Но его жена успокоила меня: "Так будет лучше для него". Больших усилий стоило ему прийти, чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его "откроют". В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно."
Умер 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию похоронен на кладбище Тарусы
Первая жена — Екатерина Степановна Загорская (2. 10. 1889—1969), (отец — Степан Александрович, священник, умер до рождения Екатерины; мать — Мария Яковлевна Городцова, сельская учительница, умерла через несколько лет после смерти мужа[36]). По материнской линии Екатерина Загорская родственница знаменитого археолога Василия Алексеевича Городцова[36][37], открывателя уникальных древностей Старой Рязани.
Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой.
" ...её люблю больше мамы, больше себя... Хатидже — это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения. "
Имя Хатидже (рус. "Екатерина") Е. Загорской дали татарки из крымской деревушки, где она проводила лето 1914 года.
Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области). Именно в этой церкви служил священником её отец. В августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим (02. 08. 1925 — 10. 04. 2000). До конца жизни Вадим Паустовский собирал письма родителей, документы, многое передал в Музей-Центр Паустовского в Москве.
В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот "связался с полькой" (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.
Вторая жена — Валерия Владимировна Валишевская-Навашина.
Валерия Валишевская (Waleria Waliszewska) — сестра известного в 20-е годы польского художника Зигмунта (Сигизмунда) Валишевского (Zygmunt Waliszewski). Валерия становится вдохновительницей многих произведений — например, "Мещёрская сторона", "Бросок на юг" (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).
Третья жена — Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова (1903—1978).
Татьяна была актрисой театра им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой модного драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса "Таня"). Вышла замуж за К. Г. Паустовского в 1950.
Алексей Константинович (1950—1976), сын от третьей жены Татьяны, родился в селе Солотча Рязанской области. Умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков. Драматичность ситуации в том, что он не один покончил с собой или отравился — вместе с ним была девушка. Но её доктора реанимировали, а его не спасли.
Почётный гражданин Тарусы 30 мая 1967 года
Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.
Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг.
Первые произведения, "На воде" и "Четверо" (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа "Трое"), были написаны Паустовским ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. Рассказ "На воде" был напечатан в киевском альманахе "Огни", № 32 и был подписан псевдонимом "К. Балагин" (единственный рассказ, напечатанный Паустовским под псевдонимом). Повесть "Четверо" вышла в журнале для молодёжи "Рыцарь" (№ 10—12, октябрь—декабрь, 1913 год).
В 1916 году, работая на котельном заводе Нев-Вильдэ в Таганроге, К. Паустовский начинает писать свой первый роман "Романтики", работа над которым продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе.
Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность...
... Романтическая настроенность не противоречит интересу к "грубой" жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики.
Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека.
— [9]
В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского "Встречные корабли" ("Первой моей "настоящей книгой был сборник рассказов "Встречные корабли"[9]), хотя отдельные очерки и рассказы печатались и до этого. В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман "Блистающие облака", в котором детективно-авантюрная интрига, переданная великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925—1927 гг. Роман был издан харьковским издательством "Пролетарий" в 1929 году.
Известность принесла повесть "Кара-Бугаз". Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 в московском издательстве "Молодая гвардия", повесть сразу выдвинула Паустовского (по мнению критиков) в первые ряды советских писателей того времени. Повесть многократно издавалась на разных языках народов СССР и за границей. Снятый в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм "Кара-Бугаз" по политическим мотивам не был допущен в прокат.
В 1935 году в Москве издательством "Художественная литература" впервые был напечатан роман "Романтики", вошедший в одноимённый сборник.
В 1930-е годы были созданы разнообразные по тематике повести:
"Судьба Шарля Лонсевиля" — написана летом 1933 года в Солотче. Впервые вышла отдельным изданием в московском издательстве "Молодая гвардия". Переиздавалась несколько раз. Была переведена на многие языки народов СССР.
"Колхида" — написана осенью 1933 года, впервые была напечатана в альманахе "Год 17-й" в 1934 году. Созданию повести предшествовала поездка Паустовского в Мeгрелию. В 1934 году "Колхида" была издана отдельной книгой (Москва, "Детиздат"), неоднократно переиздавалась, была переведена на многие иностранные языки и языки народов СССР.
"Чёрное море" — написана зимой 1935—1936 гг. в Севастополе, где Паустовский поселился специально, чтобы иметь возможность пользоваться материалами Севастопольской морской библиотеки. Впервые повесть была опубликована в альманахе "Год XIX", в № 9 за 1936 год.
"Созвездие гончих псов" — написана в 1936 году в Ялте. Впервые была напечатана в журнале "Знамя" № 6, 1937 год. В том же году повесть вышла отдельным изданием в "Детиздате". Пьеса, написанная Паустовским по этой повести, шла во многих театрах страны в течение нескольких лет.
"Северная повесть" — была написана в 1937 году, писалась в Москве и Солотче. Впервые была напечатана под названием "Северные рассказы" в журнале "Знамя" (№ 1, 2, 3 за 1938 год). В 1939 году повесть вышла отдельной книгой в Детиздате. Отдельными изданиями печаталась в Берлине и Варшаве.
"Исаак Левитан" (1937)
"Орест Кипренский" (1937)
"Тарас Шевченко" (1939)
Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край. О любимой им Мещёре Паустовский писал:
" Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей[39]. "
Повесть "Золотая роза" (1955) посвящена сущности писательского труда.
"Повесть о жизни"[править | править вики-текст]
Wikiquote-logo.svg В Викицитатнике есть страница по теме
Повесть о жизни. Начало неведомого века
В 1945—1963 годах Паустовский писал своё главное произведение — автобиографическую "Повесть о жизни". Различные части книги публиковались в журнальных вариантах по мере написания.
"Повесть о жизни" состоит из шести книг: "Далекие годы" (1946), "Беспокойная юность" (1954), "Начало неведомого века" (1956), "Время больших ожиданий" (1958), "Бросок на юг" (1959—1960), "Книга скитаний" (1963). Она была впервые полностью опубликована Гослитиздатом в 1962 году в двух томах в составе шести книг.
В 1958 году Государственное издательство художественной литературы выпустило в свет шеститомное собрание сочинений писателя тиражом в 225 тыс. экземпляров.
Государственные награды:
31 января 1939 — Орден Трудового Красного Знамени
30 мая 1962 — Орден Трудового Красного Знамени
16 июня 1967 — Орден Ленина
1995 — Медаль "За оборону Одессы" (посмертно)
1997 — Медаль "За отвагу" (посмертно)
2010 — Юбилейная медаль "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." (посмертно)
Прочие награды:
1967 — Премия имени Влодзимежа Петшака (Польша)[41].
Экранизации:
1935 — "Кара-Бугаз"
1957 — "Телеграмма" (короткометражный фильм)
1960 — "Северная повесть" (фильм)
1967 — "Растрёпанный воробей" (мультфильм)
1973 — "Тёплый хлеб" (мультфильм)
1979 — "Стальное колечко" (мультфильм)
1979 — "Квакша" (мультфильм)
1988 — "Жильцы старого дома" (мультфильм)
1983 — "Солдатская сказка" (мультфильм)
1989 — "Корзина с еловыми шишками" (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)
2003 — "Остров без любви" (телесериал; 4-я серия "Вас буду ждать я…" по рассказу "Снег")
Музыка:
1962 — опера "Снег" Александра Фридлендера
1962 — балет "Поручик Лермонтов" Александра Фридлендера
Память:
Первым увековечиванием памяти К. Г. Паустовского в СССР стало присвоение его имени одесской массовой библиотеке № 2 — одной из старейших библиотек города. Имя писателя библиотеке присвоено решением Совета Министров УССР № 134 от 20 февраля 1969 года[45].
Первый памятник К. Г. Паустовскому был открыт 1 апреля 2010 года также в Одессе, на территории Сада скульптур Одесского литературного музея. Киевский скульптор Олег Черноиванов увековечил великого писателя в образе загадочного сфинкса
24 августа 2012 года был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.
Малая планета, открытая Н. С. Черных 8 сентября 1978 года в Крымской Астрофизической Обсерватории и зарегистрированная под номером 5269, названа в честь К. Г. Паустовского — (5269) Paustovskij = 1978 SL6[47].
Именем писателя названы: Улица Паустовского в Москве, улицы в Петрозаводске, Одессе, Киеве, Днепропетровске, Тарусе, Таганроге, Ростове-на-Дону, Библиотека № 5 в Севастополе, Теплоход проекта 1430 в Крыму.
Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал "Мир Паустовского"[48][49].
В г. Старый Крым есть дом-музей Паустовского.
В с. Пилипча Белоцерковского р-на Киевской области есть музей Паустовского.
Дом-музей Паустовского в Тарусе.
Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество "Мир Паустовского".
Киевский музей К. Г. Паустовского в школе № 135, улица Михаила Коцюбинского, 12Б. Открытие состоялось 30 ноября 2013 года