– Лев Константинович, в чем основные причины вашего ухода с поста главы управы? Каковы дальнейшие планы на жизнь?
– Когда более пяти лет назад я был назначен главой управы Пресненского района, передо мной стояли вполне понятные конкретные задачи. Они касались прежде всего нормализации сложившейся ситуации на Пресне, возникшей в связи с перераспределением полномочий между органами исполнительной власти и местного самоуправления и особой позицией тогдашнего руководства района. Было много задач, связанных с формированием программ развития района, созданием структуры управления, налаживанием горизонтальных связей, проведением анализа ситуации с целью выявления реальных болевых точек и определением путей их ликвидации. На сегодняшний день все те задачи, которые передо мной стояли пять лет назад, выполнены.
Помимо вышесказанного, есть существенная необходимость совершенствования деятельности местного отделения партии "ЕдинаЯ РоссиЯ" Пресненского района и более профессионального подхода к вопросам партийного строительства. Я, как известно, возглавляю районный политсовет партии. Из района я не ухожу. Думаю, что сумею принести больше пользы, занимаясь именно этой работой.
Также можно отметить, что в последние годы, на мой взгляд, произошло существенное сокращение полномочий управы как органа исполнительной власти района. При этом уровень ответственности только возрастает, а полномочиями, финансами, кадрами никак не подкрепляется. Вижу в этом существенный минус сложившейся структуры управления городом.
С учетом вышесказанного у меня нет внутренней готовности работать в системе, мои личные взгляды на функционирование которой не совпадают с ныне существующими. Повлиять на изменение сложившейся обстановки в нынешних условиях я не могу, поэтому, не обостряя ситуацию, делаю шаг в сторону, которая мне более интересна и которая востребована государством и обществом.
Мы будем влиять на ситуацию в районе, это сегодня входит в планы партийной организации, и именно этого требует от нас руководство партии. На сегодняшний день и кадровая политика, и организационные вопросы, и контроль за деятельностью органов исполнительной власти – в поле зрения правящей партии, победившей на выборах. Это просто объективная необходимость. Поэтому в сфере наших интересов будет и хозяйствующая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления. Конечно, сложно преодолеть стереотипы в отношении партии, сложившиеся в головах у наших жителей, но мы будем стараться делать все возможное, чтобы поднимать ее авторитет и статус. Рычаги и возможности для этого есть, они определены Программой и решениями партийных съездов. Выработаны конкретные пути развития партии. Она сегодня должна влиять на все сферы жизни нашего общества в силу своей причастности к руководящим органам страны.
Сегодня перед нами стоит задача укрепления партийных рядов. У нас на Пресне – 800 членов партии. И мы будем проводить качественное обновление нашей партийной организации. Большое количество членов партии утратили связь с ней, решив для себя те или иные задачи. Поэтому мы будем их беспощадно исключать и набирать тех людей, которые сочтут возможным вступить в партию и выполнять возложенные на них задачи. При этом численность партийных ячеек, которые созданы по месту жительства, надо увеличивать. Мы будем готовиться к проведению очередных выборов в федеральные органы власти, Московскую городскую Думу, органы местного самоуправления и, конечно же, Президента Российской Федерации. И при этом будем бороться за усиление влияния партийной организации, повышение ее роли в жизнь района, чтобы это стало очевидным и заметным для жителей.
В нынешних условиях одинаково эффективно вести два блока – партийную работу и руководство исполнительной властью в районе, исходя из объема стоящих перед нами задач, нереально. Это также объясняет причины моего решения.
– А на каких вопросах, на ваш взгляд, должна сегодня сосредоточиться партия?
– Прежде всего, на решении социальных проблем. Это поиск и реализация возможностей оказания конкретной помощи людям, которые в этом нуждаются. Например, консультации по юридическим вопросам для предпринимателей, которые сталкиваются в своей практике с правовым беспределом со стороны бюрократических структур, контролирующих органов и т.п. Будет организована "горячая линия", прием населения по самым различным вопросам. Наша цель – оказывать прямое содействие людям, влияя на тех или иных руководителей. Такая возможность у партии есть. Не будет хватать нашего авторитета, есть вышестоящие партийные организации.
Конечно, можно сказать, что эти задачи должны решать государственные структуры. Но лишних организаций, которые способны оказывать людям конкретную помощь, не бывает. А потом на уровне района приходится сталкиваться с проявлением не совсем доброго контакта, в частности, правоохранительных органов, структур социальной защиты с населением. Мои слова сегодня – эта некая импровизация. Но надо какие-то шаги делать и смотреть, какие будут результаты для того, чтобы корректировать или, наоборот, расширять те направления, которые дают отдачу. Пока не начнешь движение, не поймешь справедливость этого шага. Вопросов, честно говоря, больше чем ответов, но есть серьезное желание заниматься партийным строительством, есть люди, которые меня поддерживают в этом вопросе, и надеюсь, что усиление работы нашей районной парторганизации будет полезно жителям. Конечно, возникает ряд вопросов, связанных с материальной поддержкой нашей деятельности, ведь из партийного бюджета она не финансируется. Рассчитываю на помощь структур, которые будут считать возможным помогать партии материально для реализации декларируемых нами задач. Сразу оговорюсь, что эти деньги не пойдут на зарплату партийным функционерам.
Мы будем стараться влиять на реализацию городских программ в Пресненском районе. Начнется, к примеру, отселение Камушков, – разве партия может оставаться в стороне? Много вопросов возникает, где деятельность исполнительной власти затрагивает интересы граждан.
Партия сегодня имеет все основания претендовать на лидирующую роль, потому что она по сути – лидер. И не важно, на каком уровне. Если кто-то этого не будет понимать, все рычаги, чтобы убедить человека в обратном, имеются.
– Как бы могли коротко охарактеризовать прошедшие 5 лет работы на Пресне? Что наиболее заметное удалось сделать? Что не удалось?
– Пять лет на Пресне – время сложной, напряженной работы. Ни разу не было такого момента, когда бы появилась уверенность, что все сделал и хотя бы пару дней можно отдохнуть. Район все время в движении, интенсивно развивается. И, самое главное, что удалось создать систему, позволяющую решать в районе различные вопросы с приличным качеством. На сегодняшний день Пресненский район на хорошем счету в городе по всем направлениям, и в этом – основной результат нашей работы. Конечно, это не лично моя заслуга, все это достигнуто не без помощи общественности района, депутатского корпуса. Все работали в одной упряжке, удалось добиться консолидации двух ветвей власти – исполнительной и представительной, что позволяет отстаивать свои позиции на любых уровнях. Мне кажется, что Пресня наработала достаточно мощный актив в свою пользу за эти пять лет. Сегодня с властью района, с его жителями очень сложно не считаться. Пресня прошла через ошибки, признание этих ошибок, через их ликвидацию и стала нормальным, устойчиво работающим районом.
А не удалось решить ряд конкретных вопросов. Например, мы не сумели добиться, чтобы при переселении жители Камушков остались в Пресненском районе. Городские власти приняли другое решение в рамках своих полномочий. Но я раньше считал, и сейчас не изменил свою точку зрения, что город должен был более трепетно подойти к жителям Камушков, перед которыми он несет прямую ответственность за более чем 10-летнее проживание в условиях стройки. На мой взгляд, в данной ситуации надо было сделать исключение из правил. Мы знаем, что государство, Правительство Москвы и Мосгордума, в ряде случаев, учитывая особую значимость тех или иных проектов, находят возможность решать вопросы в порядке исключения. Интересы жителей – более 3 тысяч человек, – сегодня конкретны и понятны. Большинство из них, уверен, хотели бы остаться в Пресненском районе. Я не оспариваю принятое решение, мы это делали в процессе его подготовки, а теперь обязаны выполнять. Я просто высказываю собственное мнение.
Стадион "Красная Пресня". Пока нам удается его сохранить. Летом там активно играют в футбол, а зимой уже традиционно будет залит каток. Мы с вами видим, что Парламентский центр не строят. Как будет дальше складываться ситуация, не знаю. Может быть, его не будут вообще здесь строить? И мы, как партийная организация, будем стараться влиять на этот процесс с целью сохранения стадиона.
Судьба 32-й больницы. Многое сделано, выпущены соответствующие распорядительные документы Правительства Москвы о том, что на этой территории наряду с коммерческой медициной будет работать корпус в рамках системы обязательного медицинского страхования. Но пока он не построен, и сроки достаточно размыты. Но сам факт появления нормативного документа о больнице говорит об активной позиции районной власти.
Не удалось создать систему управления в районе, работающую оперативно и качественно. Для реализации всех тех решений, о которых я говорил, нужен дополнительный контроль, нужна воля руководителя, нужен какой-то постоянно действующий приводной механизм продвижения этих решений. Требуются постоянные понукания в адрес отдельных районных служб, мы это с вами знаем и видим. В то же время повысилась оперативность реагирования на обращения граждан. Конечно, не в том объеме, как этого хотелось, но оценкой эффективности может служить снижение количества коллективных жалоб, повторных обращений, более четкая работа согласительных комиссий, информационная деятельность.
Атмосфера в районе изменилась, она стала деловой, рабочей, более доброй. И это – самое главное. Если эту атмосферу партнерства, созидания и доброты сохранить, то можно решать многие вопросы всех участников процесса, прежде всего жителей.
– А что вы можете сказать о ситуации в парке "Красная Пресня"?
– Наша газета об этом подробно не раз рассказывала. Парк будет реконструирован, есть утвержденный проект, инвестор уже приступил к реновации зеленых насаждений. И партийная организация также не будет оставаться в стороне от процесса реставрации парка. До конца 2009 года, думаю, парк будет приведен в порядок. Если в то время, десять лет назад, когда зашла речь о реконструкции парка, у города были такие же финансовые возможности, как есть сейчас, парк вполне можно было восстановить за бюджетные средства. А тогда пришлось прибегнуть к помощи инвестора. Но инвестор – это предприниматель, который хочет извлечь максимальную прибыль из любого проекта. О социальной ответственности бизнеса сегодня много говорят, и некоторые предприниматели ее понимают и реализовывают. А еще меньшая часть делает это добровольно. Большинство – исключительно под давлением, так как социальная ответственность предполагает затрату средств, а это уменьшает доход предпринимателя. Поэтому далеко не каждый из них добросовестно выполняет весь объем задач по инвестиционному контракту, который не имеет прямого отношения к извлечению прибыли. Реализация проекта восстановления усадьбы "Студенец" – яркий тому пример.
– Как человек, долго проработавший в структурах исполнительной власти, вы вполне можете дать оценку структуре управления городом. Каковы сильные и слабые стороны нынешней модели управления? Чего не хватает?
– Совершенно разные характеристики можно дать органам территориального управления начала 90-х годов и нынешним. Конечно, полномочий в районах тогда было больше. Сегодня, на мой взгляд, управа представляет из себя орган власти, который очень удобно использовать всем – отраслевым городским Департаментам, префектурам для того, чтобы показывать, что власть на местах есть, и управлять она должна. Конечно, управа отвечает за все, что происходит в районе. Но полномочия управы и ее финансовое наполнение не соответствует объему тех требований, которые предъявляются к районным управам. Они явно завышены, абсолютно не обоснованы. Приведу примеры. В районе, как и во всем городе реализуется программа капитального ремонта жилищного фонда. Конкурс по отбору подрядчиков проводит префектура, заказчиком выступают ее службы, а ответственность – на управе. Сейчас готовится документ, согласно которому заказчиком работ по обслуживанию дорог 3 и 4 категорий, которыми занималась управа, будет Генеральная дирекция по дорогам префектуры. А ответственность опять будет на управе, хотя реально мы к этим дорогам в части проведения работ никакого отношения иметь не будем. И по многим-многим позициям происходит такое же перераспределение полномочий.
Отраслевые Департаменты города слабо реагируют на обращения управ. Есть личностные взаимоотношения главы, его заместителей с руководителями и сотрудниками ведомств. Но это не легитимные отношения, покрепленные соответствующими нормативными документами. Образно говоря, "что наработал, то и полопал": если тебя уважает Департамент, то будет какое-то движение по твоему обращению, а если нет, то он даже не ответит, не сочтет нужным. Принцип формирования городских программ с разбивкой их по отраслям, без учета интересов территорий, считаю, совсем некорректным. Причина в том, что при таком подходе эти программы плохо коррелируются с планами социально-экономического развития районов. Нормативного документа, который бы определял порядок составления таких программ, учитывающий одновременно и интересы территорий, и отраслей, в городе не существует.
Сегодня управление Москвой осуществляется по производственно-территориальному принципу. Под производством я имею ввиду отрасль. Хотя я – сторонник территориально-отраслевого принципа управления. Интересы территории, то есть жителей, должны быть на первом месте. А не интересы самодостаточных, саморазвивающшихся, самоконтролирующих себя ведомств. Но на сегодняшний день в городе – именно такой механизм управления, и в этом, считаю, его слабость. В определенный краткосрочный период это было оправданно. Но уже с 1996 года можно было начинать выстраивать ситуацию совершенно по-другому. Попробовали, обожглись на Краснове, испугались и решили вообще к этому не возвращаться. Но это тоже не дело. Вертикаль власти, как я все время говорил, должна быть нанизана на крепкие кольца местного самоуправления. В этом случае получается мощная и очень устойчивая структура. А если это просто вертикаль власти, она под гнетом своих полномочий рано или поздно сломается и раздавит органы местного самоуправления, которые внизу мелко суетятся в рамках своих незначительных, переданных им с барского плеча полномочий, утвержденных городским законом о местном самоуправлении, принятым депутатами Московской городской Думы.
– Насколько эффективно, на ваш взгляд, развивается в Москве местное самоуправление? Что получилось, что нет? Каковы перспективы?
– За весь город говорить не буду. В рамках своих нынешних полномочий органы местного самоуправления Пресненского района работают достаточно эффективно, пользуются большим уважением граждан. Депутатский корпус хорошо сбалансирован и по профессиональному, и по возрастному признакам. Самое главное, что все люди пришли работать с пониманием того, что за местное депутатство зарплату не платят. Только дополнительные шишки, потраченное время, но наши районные депутаты работают, потому что понимают, что могут как-то облегчить жизнь своим согражданам. Конечно, я думаю, что когда программа подготовки резерва кадров, озвученная Президентом РФ Дмитрием Медведевым, приобретет какой-то внятный характер, то, наверное, ряд депутатов вполне могут претендовать на победу в конкурсах на замещение вакантных должностей в структурах государственной власти. Или, используя накопительный политический опыт, баллотироваться в органы представительной власти более высокого уровня, к примеру, в Московскую городскую Думу. И опять же влияние партии и ее мнение по этим позициям не являются последними.
– Президент Дмитрий Медведев планирует предпринять решительные шаги по борьбе с коррупцией. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь? Как в дальнейшем строить эту работу?
– Знаете, один мой товарищ по этому поводу говорит: "Какая коррупция? У нас в России – традиции…" Но с ними надо бороться другими традициями. Например, традицией выстраивания отношений по-иному принципу, когда чиновник будет опасаться брать взятки не только из-за боязни лишиться свободы, но и чего-то большего. А это – социальный пакет, безусловно высокая зарплата, сопоставление с размером взяток, которые предлагаются за решение вопросов. Таким образом, к примеру, практически ликвидировали взяточничество в ГИБДД Татарстана. Они стали платить сотрудникам премию, сопоставимую с размером предлагаемой взятки, если человек от нее отказывался. А тех, кто выступал в качестве взяткодателя, привлекали к судебной ответственности.
Возвращаясь к чиновникам, считаю, что социальный пакет должен быть для него и после ухода на пенсию. Далее – обязательная возможность кадрового роста. Чиновник должен понимать: отработал он эффективно на своем посту 2-3 года, ему будет предложена должность более высокого уровня. И так далее. При нормальной работе ему гарантируется служебный карьерный рост. Эти позиции, о которых я говорил, должны быть определяющими. А не так: я, мол, из Питера, а ты из Москвы, поэтому ты не подходишь, лучше я возьму на работу своего товарища, с которым учился в университете…
Сегодня президент говорит, что подбирать кадры надо на основе профессионализма, не ориентируясь на земляческие и семейные связи. Ну показали бы тогда подобные примеры, и чтобы люди об этом знали. А у нас пока мы все в один университет и в один город утыкаемся. Но может быть, так и надо, и высшего уровня государственного управления принципы кадровой политики, озвученные президентом, не касаются?
И еще об одном. Люди устали от бесконечных пробок. Очень много говорится о сокращении числа мигалок на автомобилях. Так отмените их совсем! Убежден, что если бы первое лицо государства ездило бы без мигалок, все остальные быстро бы сделали то же самое. И все стало бы на свои места.
Если бы я не стал брать на службу тех, с кем дружил, с кем отдыхал, учился, кого крестил, и другие перестали бы это делать. Про рыбу пример приводить не хочется, но ведь факт, что тухнет она с одного места, а чистят ее с другого. Всем все известно, люди все видят. А вы говорите – борьба с коррупцией! Можно уволить 100 чиновников в один день и не получить никакого результата, потому что придут такие же! Принципы и система будут оставаться прежними.
Можно сажать каждый день всех, имеющих отношение к государственной службе и замеченных в злоупотреблениях служебным положением. Неужели кто-то на вопрос, коррупционер он или нет, скажет "да"? Ответ на этот вопрос дают соответствующие службы при наличии соответствующих фактов.
Бороться с коррупцией, конечно, надо – она наносит серьезнейший вред обществу, разлагает его. Сегодня денег в стране достаточно, и те, кто много зарабатывает, не знает, куда их девать. Поэтому попытки подкупа идут на всех уровнях власти. Думаете, мне не предлагали? Предлагали, и впрямую, и опосредованно, особенно когда только пришел на Пресню. Приходилось даже из кабинета выгонять. Дела, правда, никуда не передавал, так как мне нужно было продолжать здесь работать.
Приходится реализовывать свои принципы влияния на ситуацию. Мое убеждение – веди себя так, чтобы тебе взятки не предлагали. И все будет нормально. Если даешь основания, чтобы тебе предложили, выкручивайся уже сам. Чиновник должен вести себя так, чтобы никому даже в голову не приходила идея о возможности подкупа. Но я сегодня решил, как уже говорил, заняться другой работой, не имеющей никакого касательства к решению хозяйственных вопросов, которые стоят перед районом. Мне бы хотелось заняться качественным влиянием на политическую ситуацию.
– Ваше отношение к реализации программы по "разуплотнению" центра Москвы, о которой говорит префект ЦАО С. Байдаков.
– Прежде всего, скажу, что "разуплотнение" – это не просто лозунг. Настало время, когда появилось осознание того, что нельзя в Москве бесконечно строить. Префект дал поручение, и мы уже подготовили конкретные предложения по ряду адресов. Здесь, на месте снесенных домов, уже ничего строиться не будет, а будет зеленая территория. На Пресне первый адрес: ул. Большая Садовая, 3, стр. 5. Пусть будет один объект в год, но это будет значимо для центра города и хорошо воспринято москвичами. Есть еще один путь – выкуп за счет бюджета города территорий у владельцев выводимых предприятий и использование их под парки, скверы и т.п., а под парками строить подземные парковки. Но для этого должны быть политическая воля и наличие необходимых средств.
В завершении я бы хотел поблагодарить всех тех, кто поддерживал наш коллектив и помогал мне и управе в повседневной деятельности. Этих людей очень много и я искренне им благодарен. Спасибо всем!