– Иван Иванович, расскажите, как вы попали в авиацию, где застала вас война? – Родился я в 1922 году на Смоленщине. В 15 лет поступил в фабрично-заводское ученичество завода "Борец" в Марьиной Роще. Во время учебы окончил аэроклуб Осоавиахима Дзержинского района, поступил в Серпуховскую военную школу летчиков, из которой вышел пилотом ВВС. В 1940 году в звании мл. лейтенанта был распределен в морскую авиацию, попал в Ленинград – в 5-й истребительный авиационный полк Балтийского флота. И в 1941 году с первого дня войны вступил в бой с немцами. Мы наносили бомбово-штурмовые удары по танкам, мотопехоте и живой силе противника, рвавшегося к Ленинграду. Летал я в тот период на И-15бис, а в 42 году пересел на И-153, прозванный "чайкой" за то, что у него верхние крылья были как у чайки. Мы уже вели воздушные бои и продолжали бомбово-штурмовые удары, когда 8 сентября 1941 года попали в окружение в Ленинграде. Во время блокады обеспечивали противовоздушную оборону города. Наша истребительная дивизия первой получила звание Гвардейской: за годы войны она сбила 1117 самолетов различного типа! В 42 году меня назначили командиром истребительного звена, потом – комиссаром эскадрильи. А когда институт комиссаров упразднили, меня назначили зам. командира эскадрильи, а в 1943 году – командиром эскадрильи. В конце войны, после учебы на Высших курсах подготовки штабов, меня направили на Дальний восток – в 12-ю смешанную дивизию Тихоокеанского флота. Я прибыл туда 8 мая 1945 года, и будучи зам. командира 38-го полка, начал все усилия прикладывать, чтобы летный состав был подготовлен к войне с Японией. С первого ее дня – 8 августа 1945 года – мы вступили в бои, а через месяц японцы сдались. После войны я окончил Академии ВВС и Генштаба, служил командиром полка, дивизии. В 1957 году меня перевели в войска ПВО на должность первого заместителя командира корпуса, затем – армии, и 6 лет был заместителем командующего войсками Бакинского округа ПВО. Затем еще три года – представителем Главнокомандующего ОВС СВД в Венгрии. А ушел на отдых с должности генерал-инспектора войск ПВО СССР и дружественных стран – зам. начальника Главного штаба. – Расскажите про эпизод вашего награждения Золотой Звездой. – За время войны я совершил 546 боевых вылетов: на воздушные бои, бомбоштурмовые удары, разведку и другие боевые задания. К званию Героя Советского Союза меня представляли еще в 1942 году, но Золотую Звезду Героя я получил 22 июля 1944 года. По положению к Герою представляли за 15 сбитых самолетов. Я же сбил 24 самолета. За полтора года, что я возглавлял эскадрилью, ее летчики сбили 38 самолетов. И вот за мои личные победы и успешное руководство эскадрильей меня наградили Золотой Звездой. – Какое из событий войны особенно врезалось вам в память? – На Балтийском флоте был такой случай. На узком участке Финского залива противник протянул противолодочные заграждения. И одна из наших лодок, возвращавшаяся с Балтийского моря, где она уничтожила два вражеских транспорта, попала в это заграждение и дала сигнал "SOS". Мне поставили задачу: четырьмя истребителями пойти в этот район и помочь подлодке вырваться. Горючего нам должно было хватить едва-едва. Когда вылетели, появилась сильная облачность. Лететь вчетвером было опасно, и я дал команду – троим возвратиться на аэродром, а сам направился выручать лодку. У меня была задача – проштурмовать корабли неприятеля, чтобы они завели двигатели, и их акустика не взяла шумы лодки, которая в это время должна прорвать заграждения и отойти. Проштурмовав корабли, я полетел назад. Лечу, а в голове мысли: передо мной только что прошли три мои самолета – очевидно, противник будет меня ловить. Я решил немного изменить курс – пролететь через территорию, занятую фашистами, чтобы они подумали, что это их самолет. И вот, когда я возвратился на свой аэродром, и слили остаток горючего с бака моего самолета, то оказалось, что его всего 12 литров – мне оставалось 2 минуты жизни… Вскоре поступила информация – прорыв лодки состоялся. Вот этот случай я никак не забуду. – Как вы оцениваете эффективность работы организации ветеранов войны – насколько плотно взаимодействует районный Совет со своими "первичками" и персонально с ветеранами? – В этом плане, конечно, надо кое-что поправить. В городском Совете ветеранов я занимался установлением связи с ветеранскими организациями других государств. За рубежом гораздо лучше этот вопрос поставлен, потому что там на недостатки быстрее реагируют, чем у нас. К сожалению, у района довольно слабая связь с городским Советом, из-за чего меньше ветеранов Пресни участвует в общегородских мероприятиях. Если там отмечается каждый праздник, каждая дата, то здесь – нет. Недостаточно эффективно работает и Совет ЦАО. Ведь надо заниматься не только Героями, как это происходит сейчас, а всеми без исключения ветеранами. – В чем больше всего нуждаются сегодня участники войны? – Пенсия, которую получают сегодня ветераны, мала – жить на нее очень тяжело. Не успевают немножко ее повысить, как сразу же поднимаются квартплата и цены. И никак ветераны не выйдут из этого "мешка". При этом в ЖКХ почти ничего не делали более 15 лет, привели в негодность здания, коммуникации. Раньше, как лето, так обязательно все раскапывали, заменяли трубы… А сегодня – где прорвется, туда и бегут. А деньги-то за жилищно-коммунальные услуги народ платит немалые. Я, например, плачу за квартиру 4.300 руб. в месяц! Ну, ладно, я – Герой, и получаю за то, что отказался от льгот – у меня хватает, но не у всех же хватает. Я считаю, что необходимо повысить пенсию ветеранам, и не только им, но и военным, рабочим, служащим… – Какие проблемы тревожат вас как жителя центра столицы? – В основном, жилищно-коммунальные. Капитальных ремонтов не проводят. Например, наш дом не старый, его ввели в строй в 1983 году, а уже приходится много менять тех же труб. Волнует проблема точечных застроек. Вот строят рядом здание – но оно же подъезд к дому закрыло, а что делать в случае пожара – гореть? По "горячей линии" я попросил, чтобы наши пожарные оценили ситуацию, но ответа мне так и не дали. Еще одна проблема – движение с застреваниями. Куда ни поедешь – везде пробки. И никто ничего не может сделать. А ведь это можно легко решить! К примеру, ввести одностороннее движение, для общественного транспорта отбить одну линию, и чтоб частный и коммерческий транспорт не имел права заезжать на нее. Еще одна проблема – неправильные парковки: машины стоят на тротуарах, газонах, а зачастую даже и ездят по тротуару. И этим никто не занимается. Где милиция, где ГАИ, почему они не видят?.. – Ваше отношение к методам реформирования ЖКХ в столице? Дом, в котором вы живете, уже определился с выбором управляющей компании? – Было собрание – большинство жителей не желает выбирать управляющую компанию! Ведь получается, что пришедшее в негодность хозяйство сбрасывают нам на шею, а сами в кусты! Чем же тогда коммунальщики будут заниматься? И потом, а земля чья? Земли-то останутся за ними. Отдайте тогда людям все и не лезьте сюда. Поэтому отношение к реформе негативное. – Что должны знать о войне те, кто родился в послевоенное время? – То, что война несет горе! Поэтому надо жить мирно, не делить окружающих на черных и белых, а относиться ко всем с любовью. На войне никто не говорил, мол, я не пойду с ним, потому что он другой национальности. Все это надо разъяснять молодежи. В последнее время, когда я общаюсь с ребятами, и спрашиваю у них, знают ли они то или это про войну, то слышу в ответ: "нет, нет…". – С каждым годом фронтовикам все тяжелее участвовать в военно-патриотической работе с молодежью, в чем она может выражаться сегодня? – Я считаю, что если у ветеранов есть хорошие предложения, не надо их держать в кармане. Я много раз встречался с ребятами, и понял одно – им нужно дать направление: куда и к чему стремиться. И молодежи, и вообще людям. Сейчас же этого нет – кто за что схватится, тот то и делает. Это совершенно неправильно. Каждый разобщен, думает, как правило, только о себе, о своей выгоде. Нужны молодежные и детские организации, которые объединили бы большинство и занимались чем-то полезным. Раньше были комсомол, пионерия – разве это плохое? Ну, назовите по-другому, но сделайте что-то подобное. – Сейчас политические партии создают что-то вроде молодежных партий, но туда же молодежь так массово не стремится! – Не стремится, и не пойдет, потому что это отрыв. Руководители всех этих партий должны понять, что нельзя молодежь разъединять, растаскивать по политическим движениям, а надо создать что-то единое, государственное. – На Пресне много живописных мест – где любите бывать вы? – Сейчас я почти никуда не хожу, только во двор. Последний год – все больше по госпиталям… Но золотое название – Красная Пресня – я слышал еще до войны, работая на заводе "Борец". А живу здесь с 1983 года, когда получил квартиру на Тишинке. Район у нас красивый. Здесь и погулять можно, и отдохнуть. Мне нравится Зоопарк. Хорошее место – Тишинская площадь, но плохо, что убрали рынок. – Читаете ли вы газету "На Пресне"? Какие материалы вам нравятся, а какие нет? На какие темы, на ваш взгляд, не хватает публикаций? – Читал всегда, сейчас жена читает, а я слушаю. Газетка хорошая. Есть, конечно, моменты, которые я бы не давал. Когда, например, кто-то хочет себя показать, что, я, мол, вся вот такая, я вот замуж вышла, я то-то… Если и давать о так называемых "звездах", то не так много, можно и простых тружеников показать, которых у нас в районе немало. Думаю, это будет многим интересно. Ведь так сложилось, что рабочий класс сегодня вообще из литературы и периодики удален, единственное, кто остался, это артисты да такие лица, которых, как говорится, никуда не денешь. Еще, мне кажется, многовато публикаций о всяких судах. Может, стоит больше писать о студенческой жизни – у нас много ВУЗов. Хотелось бы видеть на страницах газеты информацию о постановлениях, которые принимаются в округе, городе и в России. – Ваше пожелание ветеранам и их родным… – Ветеранам надо крепиться, следить за своим здоровьем и себя не запускать – участвовать во всех событиях, знать, где и что происходит. И конечно, хочется, чтобы они последнюю часть своей жизни провели достойно, а для этого нужно повысить пенсию.