– Каким образом формируется план благоустройства дворов и ремонта подъездов на очередной год?
– В первую очередь, план формируется на основе замечаний, жалоб и предложений жителей, мониторинга, проводимого отделом благоустройства, подрядно-эксплуатирующими организациями, а также исходя из обстоятельств финансирования. Прежде всего, обращаем внимание на те проблемы, которые возникают в период эксплуатации. Где-то, к примеру, надо наладить вывоз мусора, где-то привести в порядок газоны, асфальтовое покрытие, где-то отремонтировать спортплощадку. И все эти вопросы мы учитываем при составлении планов благоустройства.
– В какой стадии находится реализация программы благоустройства дворов 2007 года?
– Из 32 муниципальных дворов сдано 15. Объектов социального значения, торговли и т.п. – 3. В нынешнем году в сравнении с прошлым периодом существенно возросли объемы финансирования – в среднем, на один двор выделяется 2 млн рублей. При благоустройстве полностью меняем асфальтовое покрытие и стараемся заменить малые формы. В этом году появилось много новых детских городков, и жители это видят.
– Как решаются вопросы учета интересов различных групп населения?
– В нынешнем году мы предметно ведем работу по созданию условий для людей с ограниченными возможностями. Это занижение бортового камня тротуаров, обустройство пандусов, поручней и т.п. Делается все возможное, чтобы инвалид-колясочник мог самостоятельно выйти из своей квартиры и добраться, к примеру, до ближайшего магазина или отдохнуть во дворе. Пандусами также пользуются и мамы с колясками.
Для подростков устанавливаются спортивно-игровые комплексы. Живой пример – ул. Красная Пресня, 11, где с одной стороны – площадка для малышей, а с другой – турники, брусья и т.п. для ребят постарше. Оборудована и зона отдыха для пенсионеров. Но буквально на днях получил жалобу от жителей дома, которые недовольны этим: на лавочках, мол, собираются подростки, бомжи, шумят, мусорят, мешают людям отдыхать. Поэтому пришлось обращаться за помощью в ОВД, чтобы наша милиция навела порядок.
–А как все-таки оборудовать места отдыха для молодежи во дворах?
– Большая проблема. Поставить лавочки – сразу пойдут жалобы. Установим теннисный стол – будет распивочная. Строим спортплощадку – бабушки жалуются на шум от игры в футбол. И так бесконечно.
Может быть, надо создавать систему клубов по месту жительства, использовать школьные дворы, чтобы подростки могли собираться именно там и заниматься чем-то полезным, а не пить пиво на улице. Но в целом, я считаю, что молодежи надо давать дорогу, и пожилым людям привыкать к тому, что, когда ребята гоняют мяч, бывает немного шумно… Иначе они найдут применение своих сил в чем-то другом. И мало не покажется…
– Не получается ли, что мы идем как бы по накатанной схеме, меняя горки, качели, устанавливая песочницы, а не хватает времени сесть и подумать, что же все-таки нужно людям?
– Возможно, вы в чем-то и правы. Но мы всегда стараемся учитывать пожелания людей. И бывает, что одним двором, где много жалоб, приходится заниматься гораздо больше других. Но я считаю, что должна быть инициатива снизу, а мы всегда поддержим организационно и в финансовом плане. Сейчас, когда полномочия в сфере спортивной работы переданы органам местного самоуправления, муниципалитет вместе с районными депутатами может разработать конкретную программу по каждому двору, учесть все предложения жителей и направить эту программу нам на исполнение.
– Где жители могут познакомиться с проектами благоустройства дворов?
– В нашем отделе благоустройства. Пусть обращаются, мы никому не отказываем. Но на самом деле сегодня сложившаяся планировка дворов уже не меняется. И в ходе благоустройства мы приводим в порядок те элементы, которые утратили свое функциональное назначение и внешний вид. Есть, к примеру, куски земли, где трава не растет уже много лет – оборудуем в этих местах парковочные карманы. Хотя Департамент природопользования такие наши действия не приветствует, заставляя восстанавливать газоны. Но ведь машины тоже надо куда-то ставить! Поэтому обрезаем по полметра у тротуара или испорченного газона – и уже машинам легче проехать и припарковаться.
– А как быть, когда граждане сами огораживают парковочные мосты, вбивая столбики и навешивая цепи с замками?
– Некоторые люди ошибочно полагают, что если существует программа правительства Москвы "Мой двор, мой подъезд", то значит, и земля моя, и ей можно распоряжаться по собственному усмотрению. Но эта земля – общего пользования и одному человеку принадлежать не может. Если же имеется общее согласие автовладельцев, то мы, откровенно говоря, закрываем глаза на устройство этих столбиков. Но в основном с этим приходится бороться. Один пример – ул. Васильевская, 5. Старший по дому обращается к нам в Дирекцию с жалобой – машинами заставлены все тротуары, пройти невозможно. Но здесь же кругом – столбики и цепи. Машина из этого "захваченного" кармана утром уезжает, ее место пустует, а припарковаться никому нельзя. Поэтому наша политика такова – если есть жалоба жителей, то ограничительные столбики мы ликвидируем. На будущее выход один – при строительстве дома предусматривать необходимое количество парковочных мест. Возле домов, построенных ранее, надо строить гаражи. Но сегодня получается, что выгоднее строить жилье, чем заниматься созданием инфраструктуры. Так возникает точечная застройка.
– Как происходит приемка дворов после благоустройства?
– Создается комиссия с участием представителей управы, Дирекции единого заказчика, административно-технической инспекции, старшего по дому, депутатов муниципального Собрания. К сожалению, из-за различных накладок в ходе ремонтных работ мы не можем составить четкий график приемки дворов по дням.
– Многие наши читатели жалуются на состояние контейнерных площадок для сбора мусора. Существуют ли типовой проект такой площадки?
– Такого проекта нет. На самом деле, они уже стоят годами, среди них есть даже сооружения капитального типа. С трех сторон закрываем их сеткой "рабица", чтобы мусор не раздувало. Где-то закрываем и с фасадной части, но иногда жители почему-то не считают нужным складывать мусор внутрь, а оставляют его возле площадки – картина получается очень неприглядная.
Могу сказать, что нам приходится бороться за каждую контейнерную площадку, куда-то их переносить, открывать новые в стесненных условиях центра просто невозможно.
Кроме того, по предложению главы управы Л.К. Моисеенко мы дали поручения эксплуатирующим организациям высадить возле контейнерных площадок вьющиеся растения. Но хочу также заметить, что не все контейнеры находятся у нас на обслуживании, есть различные коммерческие структуры, ведомства и т.п. Если у жителей есть жалобы, я готов разбираться по каждому конкретному случаю.
– А что можно сделать, чтобы на улицах Пресни появились в нужном количестве урны?
– Урны с улиц города убрали в 90-е годы, когда в стране происходили теракты. При благоустройстве дворов мы их устанавливаем, но какой-то специальной программы в городе нет. В одном из номеров газеты "На Пресне" вы совершенно правильно подняли этот вопрос. Наверное, нужны конкретные решения на уровне Правительства Москвы.
– Существует ли график ямочного ремонта внутриквартальных проездов? Как он формируется? Куда могут обращаться жители с просьбами о ликвидации ям?
– В этом году запланировано 10 тысяч кв. метров асфальта для устранения ям и ликвидации других нарушений. Реально нужно примерно в два раза больше. И эта цифра из года в год не уменьшается. Район старый, довольно часто происходят аварии на коммуникациях, что приводит к вскрытию асфальта. И даже при самом качественном его ремонте возникают разрушения от использования техники и т.п. Ремонтные работы проводятся в весенне-летний период. Сначала мы проводим мониторинг и, поскольку не можем решить проблему в полном объеме, выбираем наиболее проблемные территории
– Если произвести несложный подсчет, то яма во внутриквартальном проезде не может существовать более двух лет?
– Даже двух лет не набирается. Реальные объемы ремонта – больше запланированного. И мы всегда стараемся найти возможность устранить нарушения. Например, буквально перед выходом газеты "На Пресне" со статьей "Ведомственный подход" мы включили в план ремонт асфальта у дома 10 по Трехгорному Валу. Почему не сделали раньше? Похоже, ГРЭП не доработал, не предоставил своевременного сведения о разрушениях асфальта в этом месте. А что касается ведомственного подхода, то он действительно имеет место.
Сознание людей еще не на том уровне, чтобы решать проблемы города за свой счет. И городская схема сегодня такова, что закрытие ордеров на раскопки зачастую проходит, минуя ДЕЗ – балансодержателя территории. Мосгортепло часто грешит этим, открывая аварийные ордера. А мы не имеем возможности административно влиять на подрядчиков. Нужна более четкая координация на уровне района. Обращаюсь также и к жителям – сообщайте нам о ямах во дворах, ведь мы не всегда можем оперативно объехать всю территорию района…
– Что можно сделать, чтобы преодолеть ведомственный подход на уровне микрорайонов? Не следует ли передать все полномочия по содержанию территории подрядной обслуживающей организации, которая сама бы привлекала субподрядчиков, к примеру, на кронирование деревьев?
– Подрядные обслуживающие организации вправе участвовать в проведении конкурсов на любые виды работ, к примеру, на ремонт и благоустройство дворов. Таких примеров у нас в районе немало. Что касается удаления сухостоя, то по небольшим деревьям работу может провести сама обслуживающая организация. А для крупногабаритных деревьев в районе есть специализированный подрядчик, подобранный также на конкурсной основе, обладающий спецтехникой, квалифицированными специалистами. Но контроль, на мой взгляд, должен быть в руках управляющей компании.
– Необходимо ли, на ваш взгляд, принятие специального городского закона, регламентирующего порядок вывоза бесхозных автомобилей?
– Вся нормативная база имеется. На мой взгляд, она достаточно четко прописывает весь механизм. Какой-то дополнительный городской закон депутатам Мосгордумы принимать вряд ли целесообразно. Хотя и в этой работе бывают проблемы. Недавно на нашу сотрудницу завели уголовное дело, обвинив ее в незаконном вывозе автомобиля с Зоологической улицы. Хотя все это было сделано в соответствии с действующим Положением. Но четкого определения понятия "бесхозный" (брошенный) транспорт не существует. И еще одна проблема – в районе нет площадки для временного хранения эвакуированных автомобилей. Более того, на Пресню довольно часто разукомплектованные автомобили "завозят" из других районов.
– Как организована работа по спилу сухих деревьев и кронированию разросшихся?
– Кронирование и удаление сухостоя, как я уже говорил, осуществляет специализированная организация. Но есть серьезная проблема – сухостойные деревья появляются совершенно неожиданно. Проезжаешь и видишь – дерево, которое два месяца назад радовало глаз зелеными листочками, превратилось в уродливую сухую корягу. На 90 процентов сухостой мы удаляем, на сегодняшний день спилено 276 сухих и аварийных деревьев. Омолаживающая обрезка – 590 единиц, удалены сухие ветки – 262 единицы.
Что касается высадки деревьев, то сегодня мест для посадки просто нет. Существуют довольно жесткие нормативы, и для деревьев необходимы площадки существенных размеров. Возникают даже вопросы при компенсационном озеленении. Так, при строительстве новой школы на 2-й Звенигородской улице необходимо было в порядке компенсации утраченных зеленых насаждений высадить 137 деревьев. Места для них в районе не нашлось. Поэтому последние годы стараемся высаживать кустарники, создавать живые изгороди.
– Выполняются ли требования по соблюдению тишины в ночное время при вывозе мусора?
– Нарушения бывают, и связаны они с высокой плотностью движения в центре Москвы. После 7 утра из района мусор не вывезешь. Но по каждому факту нарушения тишины в ночное время – с 22.00 до 6.00, как предписано городским законодательством – мы разбираемся.