• Слово "нет" имеет двойную окраску

    – Николай Николаевич, как вы оцениваете недавно принятую Правительством Москвы Концепцию развития ЦАО и стратегию развития Москвы до 2025 года? Что нужно сделать, чтобы привлечь москвичей к обсуждению этих документов?

    – В одном интервью невозможно подробно ответить на этот вопрос. Во-первых, я высоко ценю, что такой документ подготовлен. Второе – очень важно доходчиво рассказать людям, о чем идет речь и каковы последствия для жителей квартала, района, города. Когда мне говорят, что это очень сложно, я думаю – эти аргументы от лукавого.

    Я со своей стороны готов помочь не только изложить Концепцию развития ЦАО и Москвы в доступной форме, но и настойчиво о ней рассказывать. Сегодня реализуются решения, которые принимались 10-15 лет назад. Жителям следует понимать, что то, о чем говорится сегодня, аукнется через 7-10 лет. Поэтому очень важным является участие людей в обсуждении проектов планов градостроительного развития территорий районов.

    Бывают ситуации, когда претензии людей в отношении власти несправедливы. Очень долгое время и у нас в стране кем-то осознанно, кем-то – нет, из власти формировался образ врага. Но за последние три-четыре года власти Центрального округа, районов очень много сделали для того, чтобы не опасаться входить в аудиторию, встречаться с людьми. Во многих районах отношение к руководству более чем доброжелательное. То, что было десять лет назад, и то, что мы видим сейчас – небо и земля. Отношение изменилось и это точно – результат труда органов власти.


    – Как построено сегодня взаимодействие депутатов Госдумы РФ от Москвы с депутатами Мосгордумы?

    – Самым теснейшим образом. Для меня очень важен лозунг "Единой России" – "Партия конкретных дел". Можно заниматься серьезными вопросами, но если вы постоянно не работаете с избирателями в округе, то не сможете понять, к каким последствиям могут привести принимаемые решения.

    Депутат Мосгордумы Инна Святенко каждый четверг вместе со мной проводит приемы населения, по целому ряду наиболее острых вопросов мы готовим совместные обращения. Инна Юрьевна – авторитетный человек в городе, и мне также приходится обращаться к ней за помощью в решение вопросов, касающихся москвичей. Она в хорошем смысле этого слова может эти вопросы пролоббировать в структурах столичной исполнительной власти.

    Порой я спрашиваю депутатов в некоторых районах: "Почему не ведете прием?". Ответ: "А мы ничего не решаем". Отчасти можно с этим согласиться.

    Местные депутаты, и нынешние, и будущие должны, мне кажется, вместе с нами тоже участвовать во встречах с населением. И я готов с этими людьми поделиться своими возможностями.

    Хорошо известно, что вы регулярно проводите встречи с избирателями и приемы населения. С какими вопросами к вам в основном обращаются люди?

    – С самыми разными и зачастую прямо противоположными. В этих вопросах скрыты пожелания, просьбы и требования. Ничего удивительного в этом нет. Возьмем, к примеру, проблемы автомобилей и автомобилистов. Наш город строился таким образом, что он оказался не готов к тому количеству машин, которые сумели приобрести наши граждане. Когда в 30-е годах формировали первый генплан и пробивали Тверскую улицу, никто и не думал, что в городе будет столько жителей, и столько автомобилей, как сейчас. Вспомните, как в 80-х годах мы мечтали о тех временах, когда машину можно будет спокойно купить в магазине…

    А когда в одном из районов ЦАО возводится детский сад с бассейном в виде пристройки к существующему зданию, то владельцы ракушек, попадающих в зону застройки, гневно возмущены. Хотя гаражи у них не оформлены в установленном законом порядке. И такое можно видеть и у нас на Пресне, и на Арбате, и в других районах.

    Задача состоит в том, чтобы объяснить людям, что, где и как должно строиться. Конечно, если точечная застройка проходит в нарушение действующих в Москве норм и правил, – она должна быть прекращена. Но центр города не может прекратить свою жизнь!

    Что бесспорно? Конечно, нужно сокращать строительство офисов, потому что офисы – это транспорт. Далее – возможности центра по строительству коммерческого жилья исчерпаны, потому что необходимо зарезервировать площадки для муниципального жилья. И еще один вопрос, который возникает при строительстве – компенсационное озеленение взамен вырубленных деревьев. Бывает так, что деревья вырубают на одной улице, а новые высаживают совсем в другом месте. Я понимаю, что инвестор заинтересован в минимизации своих затрат. Но как человек, проработавший в городе более 25 лет, хорошо вижу, что в ряде случаев, к примеру, можно проложить теплотрассу так, чтобы не затронуть посаженные деревья, территорию школы и т.п. Очень много вопросов к проектировщикам!

    И еще об одном. Я все-таки сторонник развития местного самоуправления и формирования бюджетов районов. Подход должен быть таким: муниципальные Собрания принимают предложения по строительству тех или иных объектов и точно понимает, какие средства в результате этого придут в район. Не абстрактные москвичи испытывают неудобства от застройки, а конкретные люди конкретного квартала, иногда конкретного двора. Значит, рассматривая подобного рода предложения, местные депутаты должны иметь возможность сказать жителям: "Да, это неудобства. Но надо потерпеть, и в результате ни город, ни район, и вы конкретно получите то-то и то-то…". И надо уметь это людям рассказать, толково объяснить. Если взять отдельный дом, то конечно, в нем живут люди с разным уровнем дохода. Кому-то какие-либо дополнительные средства просто не нужны. Но вот пример – пожилая женщина живет в большой квартире, получает пенсию за умершего мужа – военного. Денег не хватает, а уезжать, продав квартиру она не хочет, и имеет на это полное право. И для нее такая материальная поддержка от инвестора, который строит дом по соседству, может быть очень значимой. Таких людей даже в одном доме может быть несколько десятков. И тогда это будет коллективное решение. Люди состоятельные, на мой взгляд, должны понимать, сколь важен социальный мир в городе. И что за этот мир нужно платить.

    Что должно строиться на местах – об этом лучше всех в городе знают районные депутаты и местная исполнительная власть. Назовите какой-либо адрес стройки депутату Мосгордумы – он не всегда вспомнит, о чем идет речь. Решения должен принимать человек, который компетентен в этом вопросе. Надо объяснить людям, в чем их интерес, что конкретно принесет им то или иное градостроительное решение. Я далек от мысли, что можно в одночасье передать решение многих вопросов в руки районных Советов. Я считаю, что развитие местного самоуправления – процесс длительный, и на первом этапе целый ряд полномочий надо передать префектуре и в районы – по линии исполнительной власти. Но что вне всякого сомнения, очень важно, что муниципальные депутаты могут говорить "нет". Но они должны отдавать себя отчет, что слово "нет" имеет двойную окраску. Отказали в чем-то, а в результате ряд домов не реконструируются. Тогда депутаты и должны выходить к людям и объяснять им возможные последствия таких решений.

    – Что изменилось в вашей депутатской деятельности после того, как вы стали членом фракции "Единая Россия"? Как вы оцениваете эффективность работы фракции в Думе?

    – Оценивать работу фракции будут избиратели. Но я хотел бы заметить, что это фракция, которая принимает решения. У людей, которые ответственны за принятие решения, жизнь намного сложней, чем у тех, которые точно знают, что их предложения не пройдут. Поэтому такие люди могут предлагать увеличить пенсии в 10 раз, пособие – в 20, точно зная, что это не получится.

    Фракция "Единой России" несет ответственность за те решения, которые принимает Государственная Дума. Они бывают разными, в том числе не всегда популярными. Фракция позволяет своим членам в случае аргументации и предварительного уведомления голосовать против. Я голосовал против 122-го закона о монетизации льгот, я голосовал против Жилищного Кодекса, я голосовал против, чтобы после Нового года сделать десятидневные каникулы. И я аргументировал свою позицию. Имея опыт работы в низовом звене, в районе, я понимал, что 122-й закон реализовать без социального напряжения невозможно. Когда вы перебрасываете деньги в декабре, отрицательный результат предсказуем. Надо было это начинать в марте, да прогнать через один регион, посмотреть, как все получится… Но тогда в составе правительства России не было людей с опытом работы в регионах. Вот сейчас премьером назначен Зубков, который прошел все звенья управления. И он знает, как все это непросто трансформируется.

    Сейчас изменилась политическая система. Государственная Дума формируется по партийными спискам. С моей точки зрения, здесь есть и минусы, и плюсы. Если бы, к примеру, Ленинградское законодательное Собрание формировалось по одномандатному принципу, "Единая Россия" имела бы там более 80 процентов голосов. А по партийному принципу – около 40. Почувствуйте разницу, как говорят.

    – Ваше мнение о наказах избирателей, принятых депутатами муниципального Собрания Пресни.

    – К сожалению, не смог участвовать в этом обсуждении. Но я внимательно просмотрел эти наказы. Считаю, что практика сбора и обобщения наказов – дело важное и полезное. И я как действующий депутат Государственной Думы предметно занимался многими вопросами, которые мне ранее поручали избиратели Пресни. На нынешних выборах российский парламент формируют политические партии. "Единая Россия", список которой возглавил наш президент Владимир Владимирович Путин, – одна из таких партий. Мы называем себя партией реальных дел и идем на выборы с "Планом Путина". Не ошибусь, если скажу, что нынешние пресненские наказы – составляющая часть этого плана, так как они направлены на улучшение жизни людей. Мы движемся в одном русле, ибо Московская городская организация партии "Единая Россия" успешно реализует Программу реальных дел в каждом районе столицы.

    Я знаю, что в Москве по итогам предвыборных кампаний обычно разрабатывается план реализации предложений избирателей, который утверждает мэр. Полагаю, что городская организация "Единой России" поможет, чтобы часть наказов избирателей Пресни были включены в этот план и установит партийный контроль за их реализацией.

    Но бывают ситуации, когда ты не несешь ответственность за реализацию той или иной проблемы, а только даешь поручения, тебе и решения легче даются. Я-то как раз хочу, чтобы такие наказы поступали от избирателей депутатам муниципального Собрания. Вот тогда они будут думать, на что направить те возможности, которые они себе создали в области бюджета. Не то, что город собрал, а то, что вы создали в районе. Вполне возможно, с моей точки зрения, вернуться к налогам, которые вводятся органами местного самоуправления. Конечно, были в этой сфере и перегибы, и на федеральном уровне пришлось принять другое решение. Но к этому скорей всего придется вернуться, ибо так, как знают ситуацию в районе, не знает никто.

    – Как можно доступно объяснить людям, что такое "План Путина"? Или о нем знает только сам Путин?

    – Можно объяснить, процитировав брошюру, а можно сказать, что из этого плана сделано на сегодняшний день. Первое. Мы забыли, что такое дефолт. У нас абсолютное большинство наших граждан хранит сбережения в рублях. Это же не из воздуха взялось. Далее – создана ситуация, когда по итогам года правительство докладывает, что неизрасходована значительная сумма бюджетных ассигнований. Почему так получается? Потому что реально введена система контроля, при которой стало трудно разворовывать бюджетные средства. В 1995 году, скажем, мы давали деньги в ноябре, а в декабре нам уже докладывали, как они израсходованы. Понятно, что иначе как украсть, потратить эти деньги за столь короткий срок, было нельзя. На сегодняшний день ситуация диаметрально противоположная. Создается четкая система контроля прохождения гигантских финансовых ресурсов. Это тоже реализованная часть плана Путина.

    Помните, в одном из своих посланий Федеральному Собранию президент сказал, что "мы не могли в Чечню два полка собрать". Сегодня ситуация в армии и с обороной страны изменилась радикально. И это правда. Но есть колоссальные проблемы. Скажем, дедовщина. Так это проблема нашего общества, которую в отрыве от всего комплекса вопросов подрастающего поколения рассматривать нельзя. Дедовщина, к сожалению, начинается с детского сада, переходит в школу…

    Конечно, мы не можем сказать, что хорошо живем. Но мы перестали жить все хуже и хуже. Этого не надо забывать. Мы перестали валиться в пропасть. Сначала закрепились и стали подниматься вверх. Пусть медленно, но поднимаемся.

    И вот еще о чем хотел бы сказать. Это не Путин набрал долгов, он, наоборот, расплачивается. А молодые ребята у меня на встречах спрашивают: "А почему вы решили, что эта нефть – только ваша? Она ведь принадлежит и тем, кто погиб в годы Великой Отечественной и до сих пор не поднят из земли…" Думаю, это правильная постановка вопроса. Поэтому среди того, что делается, я выделил бы для себя особую задачу – похоронить последнего солдата той войны. Благодаря именно ему мы сейчас живем. Это не пустой вопрос. И то, что не все это понимают, характеризует наше поколение в глазах молодежи не самым лучшим образом.

    Говорят, что Путину повезло с ценами на нефть. Это не так. Доллар дешевеет, и если смотреть на его реальную покупательскую способность, то цены на нефть в начале 80-х годов прошлого столетия были выше чем сейчас. Поэтому то, что Путин не дал возможность ораве желающих раздербанить, извините за выражение, эти деньги, за это ему мужской поклон.

    И последнее. Для того, чтобы повышать пенсии, надо повысить заработную плату. Потому что пенсии в нашей стране – это отчисления от зарплаты. И когда президент делает акцент на развитие отечественной промышленности, а, следовательно, и на росте заработной платы, это тоже составная часть плана Путина, это тоже забота о пенсионерах.

    – Как построено сегодня взаимодействие депутатов Госдумы РФ от Москвы с депутатами Мосгордумы?

    – Самым теснейшим образом. Для меня очень важен лозунг "Единой России" – "Партия конкретных дел". Можно заниматься серьезными вопросами, но если вы постоянно не работаете с избирателями в округе, то не сможете понять, к каким последствиям могут привести принимаемые решения.

    Депутат Мосгордумы Инна Святенко каждый четверг вместе со мной проводит приемы населения, по целому ряду наиболее острых вопросов мы готовим совместные обращения. Инна Юрьевна – авторитетный человек в городе, и мне также приходится обращаться к ней за помощью в решение вопросов, касающихся москвичей. Она в хорошем смысле этого слова может эти вопросы пролоббировать в структурах столичной исполнительной власти.

    Порой я спрашиваю депутатов в некоторых районах: "Почему не ведете прием?". Ответ: "А мы ничего не решаем". Отчасти можно с этим согласиться.

    Местные депутаты, и нынешние, и будущие должны, мне кажется, вместе с нами тоже участвовать во встречах с населением. И я готов с этими людьми поделиться своими возможностями.

    – Хорошо известно, что вы регулярно проводите встречи с избирателями и приемы населения. С какими вопросами к вам в основном обращаются люди?

    – С самыми разными и зачастую прямо противоположными. В этих вопросах скрыты пожелания, просьбы и требования. Ничего удивительного в этом нет. Возьмем, к примеру, проблемы автомобилей и автомобилистов. Наш город строился таким образом, что он оказался не готов к тому количеству машин, которые сумели приобрести наши граждане. Когда в 30-е годах формировали первый генплан и пробивали Тверскую улицу, никто и не думал, что в городе будет столько жителей, и столько автомобилей, как сейчас. Вспомните, как в 80-х годах мы мечтали о тех временах, когда машину можно будет спокойно купить в магазине…

    А когда в одном из районов ЦАО возводится детский сад с бассейном в виде пристройки к существующему зданию, то владельцы ракушек, попадающих в зону застройки, гневно возмущены. Хотя гаражи у них не оформлены в установленном законом порядке. И такое можно видеть и у нас на Пресне, и на Арбате, и в других районах.

    Задача состоит в том, чтобы объяснить людям, что, где и как должно строиться. Конечно, если точечная застройка проходит в нарушение действующих в Москве норм и правил, – она должна быть прекращена. Но центр города не может прекратить свою жизнь!

    Что бесспорно? Конечно, нужно сокращать строительство офисов, потому что офисы – это транспорт. Далее – возможности центра по строительству коммерческого жилья исчерпаны, потому что необходимо зарезервировать площадки для муниципального жилья. И еще один вопрос, который возникает при строительстве – компенсационное озеленение взамен вырубленных деревьев. Бывает так, что деревья вырубают на одной улице, а новые высаживают совсем в другом месте. Я понимаю, что инвестор заинтересован в минимизации своих затрат. Но как человек, проработавший в городе более 25 лет, хорошо вижу, что в ряде случаев, к примеру, можно проложить теплотрассу так, чтобы не затронуть посаженные деревья, территорию школы и т.п. Очень много вопросов к проектировщикам!

    И еще об одном. Я все-таки сторонник развития местного самоуправления и формирования бюджетов районов. Подход должен быть таким: муниципальные Собрания принимают предложения по строительству тех или иных объектов и точно понимает, какие средства в результате этого придут в район. Не абстрактные москвичи испытывают неудобства от застройки, а конкретные люди конкретного квартала, иногда конкретного двора. Значит, рассматривая подобного рода предложения, местные депутаты должны иметь возможность сказать жителям: "Да, это неудобства. Но надо потерпеть, и в результате ни город, ни район, и вы конкретно получите то-то и то-то…". И надо уметь это людям рассказать, толково объяснить. Если взять отдельный дом, то конечно, в нем живут люди с разным уровнем дохода. Кому-то какие-либо дополнительные средства просто не нужны. Но вот пример – пожилая женщина живет в большой квартире, получает пенсию за умершего мужа – военного. Денег не хватает, а уезжать, продав квартиру, она не хочет, и имеет на это полное право. И для нее такая материальная поддержка от инвестора, который строит дом по соседству, может быть очень значимой. Таких людей даже в одном доме может быть несколько десятков. И тогда это будет коллективное решение. Люди состоятельные, на мой взгляд, должны понимать, сколь важен социальный мир в городе. И что за этот мир нужно платить.

    Что должно строиться на местах – об этом лучше всех в городе знают районные депутаты и местная исполнительная власть. Назовите какой-либо адрес стройки депутату Мосгордумы – он не всегда вспомнит, о чем идет речь. Решения должен принимать человек, который компетентен в этом вопросе. Надо объяснить людям, в чем их интерес, что конкретно принесет им то или иное градостроительное решение. Я далек от мысли, что можно в одночасье передать решение многих вопросов в руки районных Советов. Я считаю, что развитие местного самоуправления – процесс длительный, и на первом этапе целый ряд полномочий надо передать префектуре и в районы – по линии исполнительной власти. Но что вне всякого сомнения, очень важно, что муниципальные депутаты могут говорить "нет". Но они должны отдавать себя отчет, что слово "нет" имеет двойную окраску. Отказали в чем-то, а в результате ряд домов не реконструируются. Тогда депутаты и должны выходить к людям и объяснять им возможные последствия таких решений.

    – Что изменилось в вашей депутатской деятельности после того, как вы стали членом фракции "Единая Россия"? Как вы оцениваете эффективность работы фракции в Думе?

    – Оценивать работу фракции будут избиратели. Но я хотел бы заметить, что это фракция, которая принимает решения. У людей, которые ответственны за принятие решения, жизнь намного сложней, чем у тех, которые точно знают, что их предложения не пройдут. Поэтому такие люди могут предлагать увеличить пенсии в 10 раз, пособия – в 20, точно зная, что это не получится.

    Фракция "Единой России" несет ответственность за те решения, которые принимает Государственная Дума. Они бывают разными, в том числе не всегда популярными. Фракция позволяет своим членам в случае аргументации и предварительного уведомления голосовать против. Я голосовал против 122-го закона о монетизации льгот, я голосовал против Жилищного Кодекса, я голосовал против, чтобы после Нового года сделать десятидневные каникулы. И я аргументировал свою позицию. Имея опыт работы в низовом звене, в районе, я понимал, что 122-й закон реализовать без социального напряжения невозможно. Когда вы перебрасываете деньги в декабре, отрицательный результат предсказуем. Надо было это начинать в марте, да прогнать через один регион, посмотреть, как все получится… Но тогда в составе правительства России не было людей с опытом работы в регионах. Вот сейчас премьером назначен Зубков, который прошел все звенья управления. И он знает, как все это непросто трансформируется.

    Сейчас изменилась политическая система. Государственная Дума формируется по партийными спискам. С моей точки зрения, здесь есть и минусы, и плюсы. Если бы, к примеру, Ленинградское законодательное Собрание формировалось по одномандатному принципу, "Единая Россия" имела бы там более 80 процентов голосов. А по партийному принципу – около 40. Почувствуйте разницу, как говорят.

    – Ваше мнение о наказах избирателей, принятых депутатами муниципального Собрания Пресни.

    – К сожалению, не смог участвовать в этом обсуждении. Но я внимательно просмотрел эти наказы. Считаю, что практика сбора и обобщения наказов – дело важное и полезное. И я как действующий депутат Государственной Думы предметно занимался многими вопросами, которые мне ранее поручали избиратели Пресни. На нынешних выборах российский парламент формируют политические партии. "Единая Россия", список которой возглавил наш президент Владимир Владимирович Путин, – одна из таких партий. Мы называем себя партией реальных дел и идем на выборы с "Планом Путина". Не ошибусь, если скажу, что нынешние пресненские наказы – составляющая часть этого плана, так как они направлены на улучшение жизни людей. Мы движемся в одном русле, ибо Московская городская организация партии "Единая Россия" успешно реализует Программу реальных дел в каждом районе столицы.

    Я знаю, что в Москве по итогам предвыборных кампаний обычно разрабатывается план реализации предложений избирателей, который утверждает мэр. Полагаю, что городская организация "Единой России" поможет, чтобы часть наказов избирателей Пресни были включены в этот план, и установит партийный контроль за их реализацией.

    Но бывают ситуации, когда ты не несешь ответственность за реализацию той или иной проблемы, а только даешь поручения, тебе и решения легче даются. Я-то как раз хочу, чтобы такие наказы поступали от избирателей депутатам муниципального Собрания. Вот тогда они будут думать, на что направить те возможности, которые они себе создали в области бюджета. Не то, что город собрал, а то, что вы создали в районе. Вполне возможно, с моей точки зрения, вернуться к налогам, которые вводятся органами местного самоуправления. Конечно, были в этой сфере и перегибы, и на федеральном уровне пришлось принять другое решение. Но к этому скорей всего придется вернуться, ибо так, как знают ситуацию в районе, не знает никто.

    – Как можно доступно объяснить людям, что такое "План Путина"? Или о нем знает только сам Путин?

    – Можно объяснить, процитировав брошюру, а можно сказать, что из этого плана сделано на сегодняшний день. Первое. Мы забыли, что такое дефолт. У нас абсолютное большинство наших граждан хранит сбережения в рублях. Это же не из воздуха взялось. Далее – создана ситуация, когда по итогам года правительство докладывает, что неизрасходована значительная сумма бюджетных ассигнований. Почему так получается? Потому что реально введена система контроля, при которой стало трудно разворовывать бюджетные средства. В 1995 году, скажем, мы давали деньги в ноябре, а в декабре нам уже докладывали, как они израсходованы. Понятно, что иначе как украсть, потратить эти деньги за столь короткий срок, было нельзя. На сегодняшний день ситуация диаметрально противоположная. Создается четкая система контроля прохождения гигантских финансовых ресурсов. Это тоже реализованная часть плана Путина.

    Помните, в одном из своих посланий Федеральному Собранию президент сказал, что "мы не могли в Чечню два полка собрать". Сегодня ситуация в армии и с обороной страны изменилась радикально. И это правда. Но есть колоссальные проблемы. Скажем, дедовщина. Так это проблема нашего общества, которую в отрыве от всего комплекса вопросов подрастающего поколения рассматривать нельзя. Дедовщина, к сожалению, начинается с детского сада, переходит в школу…

    Конечно, мы не можем сказать, что хорошо живем. Но мы перестали жить все хуже и хуже. Этого не надо забывать. Мы перестали валиться в пропасть. Сначала закрепились и стали подниматься вверх. Пусть медленно, но поднимаемся.

    И вот еще о чем хотел бы сказать. Это не Путин набрал долгов, он, наоборот, расплачивается. А молодые ребята у меня на встречах спрашивают: "А почему вы решили, что эта нефть – только ваша? Она ведь принадлежит и тем, кто погиб в годы Великой Отечественной и до сих пор не поднят из земли…" Думаю, это правильная постановка вопроса. Поэтому среди того, что делается, я выделил бы для себя особую задачу – похоронить последнего солдата той войны. Благодаря именно ему мы сейчас живем. Это не пустой вопрос. И то, что не все это понимают, характеризует наше поколение в глазах молодежи не самым лучшим образом.

    Говорят, что Путину повезло с ценами на нефть. Это не так. Доллар дешевеет, и если смотреть на его реальную покупательскую способность, то цены на нефть в начале 80-х годов прошлого столетия были выше чем сейчас. Поэтому то, что Путин не дал возможность ораве желающих раздербанить, извините за выражение, эти деньги, за это ему мужской поклон.

    И последнее. Для того, чтобы повышать пенсии, надо повысить заработную плату. Потому что пенсии в нашей стране – это отчисления от зарплаты. И когда президент делает акцент на развитие отечественной промышленности, а, следовательно, и на росте заработной платы, это тоже составная часть плана Путина, это тоже забота о пенсионерах.

    Категории: №38, Интервью