В школе 70 педагогов, 90 процентов из них – учителя высшей категории. Во главе этого профессионального и стабильного коллектива директор школы – заслуженный учитель России Т.В. Протасова (на фото). Двери ее кабинета почти всегда настежь. За советом сюда без особых церемоний заходят как учителя, так и учащиеся. Атмосфера деловая и при этом удивительно доброжелательная. "С первого дня работы педагогический коллектив стал трудиться над созданием школы, в которой существует гармония "Я" и "Мы", – рассказывает Татьяна Владимировна. – Хотели создать школу авторитета и доверия, где господствует культ интеллекта и интеллигентности, дух просвещения, исследования. За минувшее десятилетие многое из задуманного удалось воплотить в жизнь. Хотя, конечно, не все получилось, ведь школа – это живой организм, который постоянно развивается вместе с обществом". Школа № 1950 с углубленным изучением иностранных языков очень востребована. Но о какой-то элитарности речи не идет. Принимают в нее без специального отбора, приоритет – детям из микрорайона, но если есть места, то никому не отказывают. "За прошедшие годы, – говорит Татьяна Протасова, – не было ни одного конфликта при приеме детей в первый класс. Со второго класса дети изучают один из иностранных языков". Программы чередуются: один год набирают классы с углубленным изучением английского, другой – французского. С 5 класса школьники начинают изучать второй иностранный язык. Занятия проходят в одну смену по шестидневному графику. Но субботнее расписание стараются составить таким образом, чтобы у учащихся была возможность посетить дополнительные и элективные занятия, позаниматься спортом. Главная задача школы с углубленным изучением иностранных языков – обеспечить качественное среднее образование на базе широкого языкового пространства с использованием новейших образовательных и информационных технологий. Для ее решения школа № 1950 располагает современной материально-технической базой. Здесь есть лингафонные и компьютерные кабинеты, актовый зал, два спортзала. Еще на старте Нацпроекта "Образование" эта школа была признана одной из лучших и получила президентский грант – 1 млн рублей. Учащиеся не раз побеждали в различных олимпиадах, конкурсах. Но цель школы – не только дать ребенку знания, но и вырастить из него творческую личность. Ведь бездарных детей не бывает, и задача педагога – помочь им выявить и развить свои таланты в полной мере. Здесь на первое место выходит воспитательная работа. Благо в этом году в школе появился человек, способный поднять ее на качественно новый уровень. Директор буквально уговорила одну из мам, у которой был подобный опыт. С приходом нового педагога родилась идея создания школьной детской организации по образу и подобию пионерии и комсомола. Идея была воспринята на "ура". Теперь грядут выборы президента школы. По школьному радио на переменах транслируются программы кандидатов. Но это перспективы, а в настоящем – школьники влюблены в свой театр. Фотографии сцен из спектаклей украшают стены школы. "Мечта каждого нашего ребенка, – поясняет Татьяна Владимировна, – попробовать себя в качестве актера. Те, кто любят спорт, также могут реализовать у нас свои амбиции. Есть спортивные секции на любой вкус. Очень популярен большой теннис, баскетбол и волейбол. С прошлого года появилась возможность заниматься таким дорогим видом спорта, как фехтование". По мнению директора, возможности школы по всестороннему развитию личности недооценены. Многие родители ищут занятия для своих детей "на стороне" и при этом тратят немалые деньги. А между тем, в школе есть самый широкий спектр дополнительных занятий, которые, что немаловажно, совершенно бесплатные. Речь идет и о кружках, и о секциях и, конечно, о дополнительных занятиях по общеобразовательным предметам. Т.В. Протасова уверена, никто не подготовит детей к ЕГЭ лучше, чем школьный учитель. И эта уверенность имеет прочный фундамент. Ведь в 2008 учебном году ни один из учащихся школы № 1950 не получил "двойку" по ЕГЭ. Безусловно, это результат кропотливой ежедневной работы педагогов! Но один учитель в поле не воин. Многое определяет семья. У руководства школы сложились очень хорошие отношения с родителями. В каждом классе существует родительский комитет. Его представители – люди очень активные, открытые для школьных новаций. Благодаря усилиям родительского актива у детей насыщенная интересная жизнь – праздники, экскурсии. Стало уже традицией все нововведения в школе обсуждать с родителями и учениками. Например, вопросы внешнего вида. "Школа это ведь не Дом моделей, – считает директор, – но убедить современного школьника носить форму особенно в старших классах – задача архисложная. Однако компромисс между "хочу" и "надо" был найден. Решили, что в одежде учащихся обязательно должен присутствовать жилет". Теперь в школе работают над тем, чтобы от совместного решения перейти к полному его воплощению. В школьной жизни всякое бывает – не обходится и без конфликтов между детьми. Но, по мнению Татьяны Владимировны, не следует сразу же вешать на ребенка ярлык хулигана или двоечника. В период становления личности – это очень опасно. Практика ее педагогической работы показывает: проблемы лучше всего решать в стенах школы, поэтому за десять лет работы ни один из учащихся не попал в списки "групп риска" – учебного или поведенческого. "Педагогический коллектив, – говорит Т.В. Протасова, – является сторонником того, что из всех показателей оценки учебного заведения – главным было самочувствие человека. Школа должна стать местом радости для ребенка и учителя, миром спокойствия, терпимости, сотрудничества. Тогда стремление к знаниям, к самосовершенствованию станет неотъемлемой частью жизни молодых людей. Тогда учитель-наставник сможет считать свою миссию выполненной".