Наш главный принцип
Москва – это не только столица. Это – главный государственный, промышленный, научный, культурный и учебный центр нашей страны. Напомню, что доля Москвы в населении Российской Федерации составляет всего-то 6 процентов. А доля Москвы в промышленном потенциале России в среднем по разным отраслям – около 26 процентов! Велик и финансовый потенциал Москвы – 80 процентов от всего финансового потенциала Федерации. Эти финансы работают на всю страну, но сосредоточены они у нас, в Москве. И, думаю, сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Москва остается безусловным лидером экономического развития России. Не сомневаюсь и в том, что Москва, безусловно, сможет досрочно удвоить свой валовой региональный продукт, для этого у нашего города есть все предпосылки. Власть в Москве формируется на традиционных принципах мировой демократии, по общепринятым демократическим процедурам, во взаимодействии исполнительной и законодательной ветвей власти. Бюджет Москвы, которым, подчеркну, распоряжаются только городские власти, в 2008 году достиг 48 миллиардов долларов США. У нас второе место в мире по бюджетному потенциалу среди мировых мегаполисов, здесь мы уступаем только Токио.
Москва и многонациональный город. Наш главный принцип и в Москве, и в наших связях с внешним миром – согласие, толерантность, нормальные межнациональные и межконфессионные отношения. Я верю в то, что эти принципы мирного сосуществования разных национальностей и религий останутся у нас и в будущем, всегда будут лежать в основе жизни Москвы и Российского государства. С момента образования новой власти в Москве, с начала 90-х годов, мы взяли за основу принципы порядочности, профессионализма, делового настроя и выгодности. Это наше кредо во взаимоотношениях с иностранным бизнесом. В 2006 году объем иностранных инвестиций в Москву составлял всего 25 миллиардов долларов, из них только 1,5 миллиарда касалось прямых инвестиций. А в 2007 году объем иностранных инвестиций в нашу столицу составил уже 75 миллиардов долларов, то есть больше, чем во всех остальных, вместе взятых, регионах страны. Но, самое приятное, здесь 25 миллиардов долларов прямых инвестиций в московскую экономику, в развитие промышленности и производственной сферы Москвы. Не сомневаюсь, что в 2008 году мы достигнем здесь роста. Москва уже давно полноценный рыночный город, у нас настоящая рыночная экономика, и нам надо делать все для дальнейшего развития этих процессов.
О транспортных проблемах и агломерации
У нас есть план. Мы выделяем больше 100 миллиардов рублей на строительство метрополитена, на дорожное строительство, и это серьезные ассигнования. По целому ряду направлений москвичи могут увидеть мощный разворот работ по строительству магистралей, но этого все равно недостаточно. Вопросы развития транспортной системы столицы нужно решать и городу, и государству. О наших планах и проблемах в развитии транспортной системы мы доложили председателю правительства РФ Владимиру Владимировичу Путину. Нужно сказать, что мы получили серьезное понимание проблематики развития городской инфраструктуры, в первую очередь, автомобильных дорог. Мы попросили поставить этот вопрос на одном из заседаний правительства РФ, принять на правительственном уровне программу развития инфраструктуры Московского региона. Это же не только Москва. Агломерация не может решать свои вопросы в режиме одного города, который, по сути, замкнут Московской кольцевой дорогой. Посмотрите, что случилось с самой Московской кольцевой дорогой из-за отсутствия логики совместного развития. По внутренней стороне МКАДа строила Москва, Московская область не принимала в этом участия. Но на внешней стороне, а это территория Подмосковья, область построила грандиозное количество огромных торговых комплексов. Это привело к тому, что МКАД стала не внешней дорогой для Москвы, а внутренней. Мы имеем наглядный пример – Ленинградка. 9 полос на выезд, а за МКАДом – резкое сужение. Москва с землей, которая является в высшей степени ценной, имеет большое количество полос для движения, а область, которая должна сразу же раскрывать свои возможности для движения из Москвы, имеет узкое горло сужения этих транспортных артерий. Это никуда не годится.
Еще один момент. У нас сегодня в Москве обрабатывается 40 процентов таможенных грузов. Зачем? Зачем в Московской области обрабатывать таможенные грузы? Таможенные грузы надо обрабатывать на границе. Какой смысл тащить все в Москву? Или возьмем оптовый рынок: 25 процентов товаров привозится в Москву. Это раньше наша прежняя власть собирала все, что только можно, в Москву, а потом это развозилось "колбасными" электричками по стране. Сегодня это ушло в прошлое, и я думаю, навсегда, но оптовое звено, которое сосредоточено в Москве и в ближнем Подмосковье, на 25 процентов развозит товары за пределы даже Московской области. Я спрашиваю: зачем? 45 процентов грузов железнодорожных обрабатываются на внутреннем железнодорожном кольце, которое, по сути, сегодня проходит по центру города. Я благодарен Владимиру Ивановичу Якунину – президенту РАО "Железные дороги" – за то, что он, не дожидаясь никаких решений, сказал: "Я вижу, что эти проблемы нужно решать". Он сформировал задачу построить еще большее по диаметру кольцо за пределами Москвы с тем, чтобы с одной железной дороги на другую грузы переправлялись не через центр Москвы, а через дальнюю периферию. Дальше Московская область вместе с Минтрансом, вместе с нами прорабатывает вопросы о создании Центральной кольцевой автомобильной дороги. Это в районе 90 километров от Москвы, как ее раньше называли "третья бетонка". Хорошее решение. Значит, большая часть грузов пойдет даже мимо ближайших городов Подмосковья. Эта программа базируется на тех разработках, которые были сделаны в Москве и Московской области. Теперь дело за Министерством финансов. Если Минфин будет жлобствовать – программа не будет выполнена.
Но московская агломерация должна рассматриваться в единстве не только по дорожному движению. Возьмите леса, за которые мы боролись с остервенением. Потому что мы видели, что леса в Подмосковье, которые являются легкими города, уничтожаются, на их месте появляются стройплощадки. Это тоже проблема общая, государственная. Смотрите, что делается с электроэнергией. Москва стала донором Московской области по подаче электроэнергии и тепла. Есть закон о статусе Москвы, федеральный закон, который говорит, что Московская область должна обеспечивать возможности выполнения Москвой столичных функций. Получается все наоборот. Получается дикость, о которой даже неудобно говорить: канализационные стоки из пригородов, которые рядом со МКАДом, идут в столицу. Конечно, Москва тоже давит Московскую область. Есть много проблем, и в этом смысле все это нужно рассматривать как единое целое и управлять этим как единым целым. Это должна быть агломерация, которая имеет структуры, работающие на всю территорию, на весь регион в оптимальном режиме. Это не означает потерю суверенитета, это означает создание надструктуры, которая должна решать эти вопросы разумно, с государственных позиций, повелевать Москве, повелевать Московской области, что они должны делать, чтобы эти оптимальные решения состоялись.
Москва для молодежи
Сегодня оптимизма для принятия смелого и ответственного решения родить ребенка, и не одного, гораздо больше. Я уже не говорю о финансовых мерах поддержки женщине, которая решила стать матерью. Сегодня мы реализуем программу "100 детских садов", задача трудная, но будет выполняться, количество мест в детских садах должно быть равно потребностям наших мам. Почему я начал с детских садов? Если мама сможет после декрета отдать ребенка в детский сад, значит, она вернется на работу и не потеряет квалификацию, а самое главное – рабочее место. Для молодых семей мы реализуем программу "Молодой семье – доступное жилье". Вначале мы строим для молодых семей 400 тысяч кв. м жилья в год. Эти объемы мы будем увеличивать. Мы будем строить социальное жилье за счет бюджета города по городскому заказу, то есть для москвичей. Раньше нельзя было этого сделать, потому что бюджет был недостаточным, большая доля бюджета шла на социальную поддержку москвичей, на развитие города, на транспорт, а сегодня, за счет работы экономики города, у нас бюджет стал побольше, его хватает на то, чтобы и социальные проблемы решать, и расширять строительство жилья по городскому заказу. Недавно мы разбирали вопрос, который тоже важен для молодых семей, желающих жить отдельно от старшего поколения. Эту программу назвали "Доходные дома". Я их поправил, я сказал, что нам нужно создавать не доходные дома, где мы будем получать какие-то дивиденды от их работы, а бездоходные дома. Чтобы этот дом сдавался москвичам, особенно молодым семьям. Сегодня снять квартиру в Москве стоит весьма дорого. А если город построит бездоходные дома и будет их сдавать москвичам, то оплата аренды этого жилья будет осуществляться только по стоимости эксплуатации. Поэтому они будут "бездоходными домами". Конечно, уровень оплаты здесь будет вполне приемлемым даже для москвичей, которые только начинают работать.
О росте цен и соцзащите
Я постараюсь все разложить по полочкам. Во-первых, растет цена на зерно. За короткий промежуток времени в этом году цена на зерно повысилась на 37,5 процента. Предприятия повышают цены, но не для того, чтобы как можно больше заработать, а в целях удержания режима рентабельности. Растет цена на зерно. Хлеб выпекается на агрегатах, которые используют электричество и газ. А цена электроэнергии и топлива тоже растет. Это все факторы, которые мы должны учитывать. Рынок диктует свои правила жизни и свои условия. Задача властей города состоит в том, чтобы в этих условиях обеспечить поддержку малообеспеченным слоям населения, дать им возможность покупать необходимые товары для обеспечения своей жизни. Итак, что мы делаем по зерну? Во-первых, за счет работы Департамента продовольственных ресурсов мы формируем резервы, заключая договоры о поставках зерна с регионами России и с Казахстаном. Конечно, помогает нам и федеральный центр, выдает из резервов зерно по более низким ценам, чем складываются на рынке. Использование этих резервов – один из элементов стабилизации цен на продовольственном рынке. Увеличен объем городского продовольственного заказа. Это сделано для того, чтобы эффективно влиять на ценообразование. Чтобы мы могли, когда начинается необоснованный рост цен, вбросить городские ресурсы. Такую процедуру мы делали неоднократно по хлебу. Тем, кто связан с бизнесом, с деловым миром, самое главное получить прибыли, а нам самое главное – решать социальные проблемы. Я очень рад, что сейчас государство в пределах своих возможностей решает вопросы по повышению уровня пенсионного обеспечения, по повышению уровня доплат. Правительство Москвы не отстает от этого процесса, мы тоже повышаем эти уровни и останавливаться не собираемся. Для правительства Москвы, Мосгордумы самое основное – это социальная защита людей старшего поколения. Для этого мы в феврале подняли уровень суммарной пенсии плюс наши городские дотации до 1,25 – на 25 процентов выше прожиточного минимума. В декабре наши дотации и пенсия будут в полтора раза больше, чем прожиточный минимум. В будущем году, даст бог, мы сделаем два к одному. Эта система работает, но это увеличение будет учитывать рост цен. Мы поддерживаем малообеспеченных, потому что рост цен, в первую очередь, бьет по нашему старшему поколению, по малообеспеченным, по многодетным семьям. Дотации этим категориям населения мы повышаем один раз в квартал.
Кроме общих серьезных решений по социальной поддержке москвичей в 2007 году мы достойно провели год целевой поддержки демографического развития – Год ребенка. Это не было разовой кампанией. Мы сохранили социальную направленность всей политики Москвы. Вы знаете, что нынешний год объявлен у нас Годом семьи, а 2009 год станет Годом равных возможностей, то есть Годом поддержки инвалидов.
С интервью и выступлениями мэра Москвы Юрия Лужкова, его заместителей, а также депутатов Московской городской Думы можно ознакомиться на сайте www.mpress.ru в разделе "Столичные власти".