• Появилось доверие к власти

    – Валерий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, немного о предыстории торгового центра и перспективах дальнейшего развития. – Если говорить об истории ТЦ, то мы выполняли постановление Правительства Москвы по перепрофилированию промышленных объектов. Пресненский авторемзавод в течение 15 лет не работал, здесь хаотично пытались сделать то одно, то другое, но практически никакая реконструкция не шла. Руководство нашего холдинга задумалось и предложило сделать здесь крупный торговый центр электроники. Вроде, перспективно, в нашем районе нет таких направлений. Соответственно произвели перепрофилирование производства. Начали с 3500 кв. м, сейчас общая площадь – более 10 тыс. м. Больше на этой площадке места нет, и дальнейшего расширения у нас пока не предвидится. – А если попытаться двигаться куда-то ввысь? – Для того, чтобы строить вверх, надо проходить все согласующие комиссии и получать необходимые разрешения, тогда придется надолго закрывать ТЦ. Процедуры одинаковые: что пристроить 100 кв. м, что добавить целый этаж. Так что пока такой мысли нет. Лет шесть-семь ТЦ будет работать в сегодняшнем режиме. В дальнейшем эта площадка действительно будет перестраиваться. Но это будет в абсолютно другом стиле. А "Электроника на Пресне" и в новом проекте сохранится. – В последнее время стало заметно, что все торговые павильоны в "Электронике на Пресне" заняты, чего не было в первые годы после открытия. За счет чего удалось этого достигнуть? – Да, вот уже полтора года мы сдаем в аренду 100% площадей. Ценовая политика у нас ниже средней по Пресненскому району, мы сознательно цены не поднимаем, что привлекает к нам и арендаторов, и посетителей, так как за счет невысокой арендной платы торговцы могут снижать цены. Кроме того, сейчас отмечается тенденция по укрупнению павильонов самими арендаторами. Раньше было 12 кв. м, а сейчас 24-36. Мелкие торговцы в этом бизнесе не выживают. Я считаю это правильной тенденцией. Это проще и для нас, как управляющей компании, так и для контролирующих органов. – Сколько было раньше арендаторов и сколько сейчас? – Было 368, стало 310. И есть тенденция, что к концу года их будет 250. Это реальное направление на укрупнение. Раз укрупнение происходит, те, кто правильно работает, кто себя зарекомендовал, те и будут работать. Вы сами знаете, что такое торговля. Это определенный свод правил, определенных законом. Если вы хотите получить водительское удостоверение, вы учитесь, затем сдаете теорию, практику, получаете права. Очутиться в хаосе движения, не зная правил – всегда попадешь в такую ситуацию, из которой не сможешь выйти. Аналогично и в торговле. Сейчас, бывает, к прилавку ставят даже тех людей, которые не имеют удостоверения продавца. А ведь раньше люди оканчивали торговый техникум или училище, и только после этого шли за прилавок. А сейчас – пожалуйста. Объявлений "Ищу продавца" полно. Пришел, занял место – начал торговать. А к нам нарекания идут сразу от покупателей – не соблюдаются их права, продается некачественный товар, жалуются на обслуживание. – А кто с этими проблемами разбирается? – У нас такой принцип, что любая жалоба, которая поступает от покупателя, нами внимательно рассматривается, хотя мы только сдаем помещения в аренду. Тем самым поддерживаем имидж торгового центра. Кроме того, мы организовали обучение продавцов, все 100% получили удостоверение "Продавец – кассир – консультант". Должен вам сказать, что уровень обслуживания покупателей значительно возрос. На Совете директоров компании приняли решение – вывешивать на павильонах значки "Предприятие образцового обслуживания". Вроде бы старая забытая песня. Но когда покупатель видит такой значок, он соответственно понимает, что здесь работают эффективные менеджеры, доброжелательные и квалифицированные продавцы – туда идут покупатели. Заказали специальный стенд, на котором будут представлены лучшие по обслуживанию менеджеры и продавцы, перечень предприятий по образцовому содержанию павильонов и т.д. И когда покупатель заходит в торговый центр и видит этот стенд – он пойдет только туда. Для предприятий – определенная реклама, а для нас – это имидж компании. – А есть какие-то мысли по улучшению структуры торговли? Когда заходишь в первый раз, немного путаешься. Много-много киосков с однотипной продукцией, и не сразу можно понять, где лучше, а где хуже. Даете ли вы рекомендации торговцам, или пытаетесь создать однотипные блоки по продаже определенных групп товаров? – В "Электронике на Пресне" нет одежды, обуви, мы выбрали свое направление – только то, что включается в розетку. Есть такая вещь – позиционирование товаров. Оно происходит в тех торговых центрах, которые являются непосредственным продавцом. Это, например, Эльдорадо, Техносила, М-видео. А мы по другому принципу работаем, без сплошного зала, у нас отдельные павильоны. Но и мы приходим к тому, чтобы создавать конкурентность товаров. То есть рядом могут быть 4-5 павильонов мобильной связи, компьютеров, видеотехники и т.п. Вы заходите, смотрите цену в одном, втором, третьем и начинаете выбирать. Когда вас встречает продавец в форме, с бейджиком, он располагает к себе. А если сидит, читает газету, разгадывает кроссворды – туда никто не заходит. Такие торговцы долго не живут, поработают некоторое время, а потом договор аренды с ними мы расторгаем и это место отдаем тем, кто сможет работать. – Как, на ваш взгляд, должна быть выстроена система взаимоотношения предпринимателей ЦАО и власти? Может быть, на уровне префектуры, управы должен быть какой-то Совет? – Реально работающего Совета нет, но он есть на бумаге, и префект ЦАО Сергей Байдаков нас регулярно собирает. И мы поднимаем различные вопросы. Ко мне был вопрос: "Почему у вас, как сообщает налоговая инспекция, не выдаются кассовые чеки?". Я спрашиваю: "Откуда такие данные"? Вот у меня журнал контрольных проверок ТЦ – ни одной записи нет. Вот книга регистрации документов – ко мне из налоговой ни одного письма не пришло. А когда мы говорим, что проверяющим надо встретиться с администрацией, чтобы мы могли участвовать в этой проверке – нет, отвечают, мы сами справимся! Так какие могут ко мне быть претензии? Мне кажется, делается это для того, чтобы кто-то нечестно смог поработать. Проверяющие пытаются все вопросы решать напрямую с арендаторами. Для чего это делается, объяснять, думаю, не надо. У нас – железное правило. Если арендатор не соблюдает законы и постановления РФ и города Москвы, я имею право в одностороннем порядке с ним договор разорвать. Когда ко мне приходит бумага о нарушениях, я вызываю арендатора – все, свободен. – Почему, на ваш взгляд, до сих пор не создан Совет предпринимателей в районе? – В районе, скорее всего, надо делать структуру на постоянно действующей основе. Совет нужен, но просто так, на общественных началах, толку не будет. Нужна, на мой взгляд, специальная должность типа ответственного секретаря, допустим, в отделе потребительского рынка и услуг управы. – Но здесь – обоюдный процесс, в управе ведь штатное расписание ограничено. Может, создать Совет в виде ассоциации с небольшими взносами, за счет которых можно было бы и содержать аппарат. – В городе уже есть подобные ассоциации, где-то они работают, где-то просто создают видимость... Если содержать человека и оплачивать его работу за счет тех денег, которые будут в ассоциации, то главе управы с этим человеком делать нечего. Совет предпринимателей должен быть именно при главе управы. А многие ассоциации, которые создаются, – это простое выманивание денег. Они не подотчетны власти, так – обычные коммерческие организации. – Но эта структура может быть некоммерческой. А почему она не подотчетная? Ведь люди, которые ее создадут, вправе ввести действенную систему контроля. – Не в этом дело. Вот мы собрались, 20-30 предпринимателей, создали ассоциацию, и деньги туда вкладываем. Куда эти деньги пойдут? На какие цели они будут тратиться? Вопрос, казалось бы, простой, но на самом деле достаточно сложный. Я в таких ассоциациях принципиально не участвую, смотрю на них скептически. Это мое мнение. Должен быть сотрудник в органах госвласти, который будет работать с предпринимателями. И надо сделать так, чтобы местные власти могли собирать налоги в свой бюджет. У нас в Рузском районе, где я избран депутатом, мы создали муниципальное специализированное учреждение по контролю за сбором налогов от населения. Ввели местные налоги. Там местный налог – основа всех поступлений в бюджет. Но в Московской области – другая структура управления, отличная от городской, московской. Если сделать на Пресне то же самое – будет все как на ладони. – Но это надо все в городе менять… – Не совсем так. Надо создать специальную организацию, которая будет вести контроль. Я, к примеру, здесь борюсь с контрофактниками, которые в ТЦ пытаются продавать нелицензированную продукцию. А вот в сотне метров от меня в подземных переходах открыто сидят люди из ближнего и дальнего зарубежья и продают ворованные фильмы. Милиция их периодически гоняет, но проходит день – они появляются снова. Или развалы бахчевые. Вроде, как говорят, все документы есть, а оказывается, как только проверят – ничего нет. Еще одна проблема – очень много проверяющих органов. Я знаю 46. Каждый должен сделать проверку. Хотя в законе записано: предпринимателей проверяют один раз в два года. Но, кроме того, существуют проверки внеплановые, по сигналу и т.д. Есть журнал, где эти проверки фиксируются. По нашим торговым предприятиям каждого арендатора проверяют раз 10-12 в год. Вот что самое страшное. Например, создали сейчас Роспотребнадзор. В этой структуре теперь находится и СЭС, и торговые инспекции. Приходит представитель Роспотребнадзора и с собой человек пять берет, соответственно каждый проверяет свое. А могут ведь еще и по отдельности прийти. У нас на территории ТЦ создана служба для централизованого прохождения медицинского осмотра сотрудников и продавцов. В частности назначаем день, когда будут работать врачи-специалисты, привозим врачей, рентгенмашину, и всех в принудительном порядке проверяем, чтобы у всех продавцов были медкнижки. Получили сертификат качества соответствия нашей территории для сдачи ее в аренду под промышленную группу товаров. Есть такое понятие – управляющая компания. Мы ею являемся. Так вот, она должна иметь пакет документов, которые уже не проверяют у арендаторов. Арендаторы уже не оформляют сами себе санэпидемзаключения. Аналогично и с пожарными, и прочими контролерами. Нормальный подход, который можно порекомендовать остальным. А если каждый арендатор будет вести это все самостоятельно – не хватит денег на проведение всяких анализов – освещенности, температуры воздуха, влажности. Если они будут отвлекаться, то времени на торговлю не останется. Товарооборота не будет, налогоотчислений тоже. Так средний бизнес можно зарубить на корню. А когда идет укрупнение, появляется единое начало, откуда можно все контролировать. – Колхозные рынки, которые существовали в городе, практически исчезли. Потребность в этом ощущается, рынки всегда были, и там другое качество товаров, нежели в сетевых магазинах. Ваше мнение. – Мы проводили эксперимент – "Ярмарка выходного дня" на территории ТЦ, и оказались в гордом одиночестве. Вам надо – вы и проводите! Это неправильно. Власть должна быть заинтересована в этом. Как только она в это дело вникнет – дело пойдет. Если приезжает фермер, сельский житель, привозит свою продукцию, проверенную через санэпидемстанцию, не надо обкладывать его налогами! Ведь цены должны быть такими, чтоб ему было выгодно приехать. А так из соседних палаточек-лотков к нам пошли ходоки и стали говорить, какая у нас цена должна быть. Но на территории, которая мне подотчетна, цену устанавливает сам производитель, а не те, кто находится за забором. Народ стал покупать, но пошло противодействие. Этот вопрос я в одиночестве решить не смог. Люди были довольны, особенно у кого небольшой достаток. Есть, к примеру, "ярмарка выходного дня" напротив Ваганьковского кладбища. Там работают не производители, а перекупщики. Сейчас в Москве менталитет изменился. Бытует мнение, что рынок – это плохо, а вот магазин – хорошо. Идем в магазин сетевой. Заходим, допустим, в "Пятерочку" – скучно. Товары так разложены, что не поймешь, что к чему. Идешь в "Перекресток" – цены на 10-15 руб. выше. Конечно, качество обслуживания получше, но платежеспособность населения не у всех одинаковая. Я считаю, что в городе на основе действующих плодоовощных баз нужно разворачивать пункты продажи продукции, заготовленной централизованно. Цены от производителей. Картошка, морковь, капуста, свекла – вот там и надо развивать отделы продаж. Там очень часто можно видеть бабушек с тележками, которые едут за овощами и фруктами со всей Москвы. Облагородить, расширить, красиво сделать и прямо на месте развить сеть продаж. Получится как раз тот рынок, о котором я говорил – цивилизованный и без перекупщиков. В городе таких баз около десятка, причем в большинстве своем они не приватизированы. Район это не потянет. Префектура – не знаю. На мой взгляд, это должна быть политика города, правительства Москвы и Мосгордумы. А пока создается видимость, что ярмарки существуют, а на самом деле – не то совсем. – Ваша оценка торгового законодательства. Насколько оно удачно, московское, федеральное? – Мое мнение, что законодательство должно обеспечивать цивилизованную торговлю. Чтоб человек радовался тому, что купил. Сейчас некоторые документы, в том числе и те, которые принимают депутаты Мосгордумы, получаются сырыми. Когда какой-то проект Постановления пишется, вряд ли он обсуждается с предпринимателями Москвы. А люди бы подсказали. Что у нас, к примеру, произошло, когда мы вышли из отпуска 10 января 2006 года? Закрыли срочно все игровые клубы. Идея правильная. Я обеими руками "за"! Но подход был неправильный. Прошла команда – административно жестко все убрать. А ведь подготовка к этому шла с октября. Но никто не знал об этом. Нас собрали в управе, в префектуре, поставили задачу – срочно все зачистить. А где Постановление? Все развели руками. Разве это правильно? – Наверное, через Совет предпринимателей все должно было пройти... – Естественно. Но об этом почему-то не подумали. У нас на территории от "одноруких бандитов" освободились за два часа. А букмекерские конторы? В течение 3-4 месяцев мы искали правовую основу, чтобы от них избавиться. Когда мы арендатору говорим: "Вот бумага – мы с тобой разрываем договор, через 11 месяцев он подает в суд. Суд – 100% на его стороне". В результате нам придется выплатить неустойку. Вопрос этот в юридическом плане очень тонкий – нельзя махать здесь шашкой. Любой человек вкладывает деньги в бизнес и хочет получать прибыль. И закон должен его защищать. – Что вас радует, а что нет на Пресне? – Мне нравится современная архитектура. Начиная с 2000 года появляется новая Пресня с сохранением старой. А проблема – это движение транспортного потока. Это захлестнет скоро. Даже Звенигородка, которая войдет в Новорижское шоссе, не спасет. Еще из хорошего – государственная власть на местах. Общение с чиновниками легче становится, они стали более доступными. Снимешь трубку, позвонишь – ответят. Раньше, в 2000-2002 гг., такого не было. Доверие появилось к власти – это плюс.
    Категории: №19, Потребитель