– В Центральном округе активно реализуется программа ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда. После сноса жилых домов начинается строительство чаще всего офисных зданий. И не получится ли так, что центр города перестанет быть жилым? – Этот вопрос действительно волнует очень многих. Я сразу отвечу, что Центральный округ был и останется жилым. Это принципиальная позиция не только моя, это принципиальная позиция правительства Москвы. Центр будет жилым, постольку исторически он устраивался так, что здесь преимущественно была жилая застройка, за исключением самой центральной части – Китай-города. Когда мы говорим о том, что центр должен быть жилым, это не просто заявление, под это приняты определенные городские программы. И самая главная – это программа социально-экономического развития, которая принимается ежегодно. К тому же на 5 лет составляется градостроительный план развития территории округа. Первый такой градплан был утвержден постановлением правительства в 2001 году, сейчас происходит процесс его актуализации на следующую пятилетку. В 2003-2004 годах действительно намечалась тенденция к снижению численности проживающих в центре города. Но, начиная с 2005 года, а мы прогнозируем это и в последующие годы, происходит увеличение количества проживающих на территории ЦАО. Некоторые говорят о том, что центр будет жилым за счет покупки квартир состоятельными москвичами и жилье здесь будет только элитным. На самом деле это не так. В ЦАО более тысячи ветхих домов и поддерживать их техническое состояние достаточно сложно. Весь вопрос в том, чтобы при переселении из этих домов жители могли остаться в Центральном округе. Процент тех, кто при переселении остается в ЦАО, неуклонно повышается. В 2004 году он составлял 65%, в этом году – уже 85%. 2006 и 2007 годы – это те этапы, когда мы сможем гарантировать 100-процентное право населения остаться при переселении в Центральном административном округе. Основная проблема – это достаточно скудный ресурс территории, где можно строить муниципальные дома, чтобы сохранить темпы переселения из ветхого жилья, аварийных домов и пятиэтажек. По нашим оценкам необходимо ежегодно строить 130 тысяч квадратных метров муниципального жилья. Мы до последнего времени строили ежегодно порядка 70-80-ти тысяч квадратных метров. В 2006 году мы должны построить 90 тысяч, в 2007 – около 125-ти. Фактически это тот норматив, при котором мы сможем обеспечивать прирост населения Центрального административного округа. Сегодня в основном строительство мы ведем в Таганском и Пресненском районах. В 2006-2007 годах появятся стройплощадки в Хамовниках, в Красносельском и Басманном районах, где преимущественно будет вестись квартальная застройка. Другой важный момент. Мы должны совершенно четко и понятно рассказать населению, как идет подготовка к сносу и ликвидации ветхого жилья, которое имеет более 60 процентов износа, деревянные перекрытия и, соответственно, представляет как угрозу для проживающих, так и достаточно низкий уровень комфорта. В этом году сносим последние 13 пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения и на этом завершаем программу ликвидации пятиэтажного фонда так называемой "сносимой серии". Но я подчеркиваю, что для нас проблема пятиэтажек не самая острая. Самая серьезная проблема – это ветхое жилье, дома с деревянными перекрытиями постройки начала прошлого века, а то и конца позапрошлого века. По последним данным, таких домов у нас 1210. Причем, у 394 домов процент износа превышает уже 60 процентов. Это первый показатель, говорящий о необходимости обследовать дом на предмет признания его аварийности. Такая программа есть, но она вызывает много вопросов у населения, очень многие люди довольно часто обращаются с просьбой узнать, идет ли их дом под снос. Поэтому сейчас мы планируем рассказать жителям, в какие сроки и в каких домах мы должны провести техническое обследование, в какие сроки и куда переселять людей, если дом признан аварийным, и где будет строиться новое муниципальное жилье. Эта информация должна быть подготовлена на ближайшие 2-3 года. – В Пресненском районе находится сахаро-рафинадный завод. Судя по всему, производство продукции там уже сворачивается. Каковы перспективы его вывода? – Завод включен в перечень предприятий по программе реабилитации производственных территорий. На его территории построят жилой комплекс. Сам завод будет переведен в другое место, а вообще, если говорить о промышленной зоне Центрального округа, то она составляет в общей сложности 20 процентов от промзоны в городе Москве. В округе фактически на сегодняшний день нет свободного ресурса для строительства жилья, за исключением промышленных территорий. Сотни гектаров заняты производствами, которые не должны располагаться в центре Москвы. Но Москва была, есть и будет промышленным городом, и необходимо сохранить предприятия, продукция которых необходима для города, а производство является экологически безопасным. Поэтому в первую очередь проблема реабилитации касается тех предприятий, где сосредоточены экологически вредные производства, а также тех, которые в силу экономических условий фактически прекратили свое существование и живут за счет сдачи в аренду пустующих площадей. – Как бороться с тем, что социальные магазины, когда открываются, заявляют довольно низкий уровень цен, а потом изменяют свою ценовую политику? – В начале 2004 года мы провели очередной опрос жителей Центрального округа и для себя неожиданно выяснили, что проблему нехватки дешевых товаров в продуктовых магазинах жители ставят на первое место. Мы начали создавать доступные продовольственные магазины для людей. На начало 2004 года таких магазинов в центре было около 40. Естественно, для более чем 600–тысячного населения центра и тех, кто приезжает в ЦАО на работу и в туристических целях, эти 40 магазинов были каплей в море. Причина сложившейся ситуации в том, что федеральный закон о приватизации определил срок, в течение которого предприятие торговли должно сохранять свой профиль – три года. По истечении этого срока предприниматели в центре начали торговать мебелью, золотом, мехами и так далее, – это им стало более выгодно. Ошибка, в том числе и городских властей, заключалась в том, что не смогли вовремя эту тенденцию уловить и, соответственно, создать государственные условия сохранения продовольственной торговли. Вот мы сегодня и пожинаем плоды. Чтобы эту ситуацию изменить, в 2004 году нами принята окружная программа по открытию социальных магазинов. По этой программе в 2004 году мы открыли 72 таких магазина, а программой 2005 года предусмотрено открытие еще 80-ти магазинов. Сейчас в округе по этой программе действует 130 социальных магазинов, и к концу 2005 г. таких магазинов будет около 200. Если говорить о развитии этого направления, сети, то, по оценкам специалистов, в округе должно быть не менее 350-400 социальных магазинов. И мы намерены эту программу продолжить и в 2006–2007 гг. Теперь же что касается социального статуса магазина и соблюдения критериев социальности. Действительно, когда население говорит нам о том, что данный магазин не выполняет те обязательства, которые он на себя взял – это проблема, потому что даже один магазин может дискредитировать всю программу. Поэтому сейчас мы решили, что в каждом районе будут созданы общественные комиссии по проверке деятельности социальных магазинов. В них войдут депутаты Московской городской Думы, муниципальных собраний, представители общественности, в том числе советов ветеранов. И если магазин не обеспечивает необходимое качество и ассортимент товара, не поддерживает те скидки, которые мы установили, то с такими предприятиями договоры будут расторгаться и, соответственно, помещение будет предоставляться другим предпринимателям, которые смогут выполнить все условия социального заказа. Кроме того, чтобы удовлетворить потребность жителей в сельхозпродукции, мы организуем в округе ярмарки выходного дня. Префектура очень серьезно относится к этой работе. И когда мы стали замечать, что эти ярмарки превратились в постоянные торговые рынки, с которых пропали непосредственные производители сельхозпродукции и появились перекупщики, приняли решение их закрыть и поставили ряд жестких условий для каждого из районов по их проведению. И пока эти условия не были выполнены, ярмарки не открывались. Сегодня все районы выполнили эти условия, и теперь в каждом районе ЦАО работает по 3-4 ярмарки выходного дня. Округ работает непосредственно с производителями сельхозпродукции из 20-30 российских регионов. Наиболее продуктивно сотрудничаем с Чувашией, с Калужской и Ростовской областями, с Белоруссией, а совсем недавно провели большую ярмарку с Арменией. Жители ярмарки выходного дня очень поддерживают, и потому эту работу будем продолжать. – В свое время правительством Москвы принято постановление о том, чтобы первые этажи жилых домов отдавали под нужды малых предприятий для организации парикмахерских, магазинчиков. Как этот процесс идет сейчас, и что делать, если жители протестуют? – Действительно, вопрос обеспечения нежилыми помещениями предприятий малого бизнеса – достаточно важный. Существует целевая программа обеспечения малых предприятий нежилыми помещениями. За последние годы порядка 20 тысяч квадратных метров площадей им было передано. Но полностью удовлетворить потребности малого бизнеса в обеспечении нежилыми помещениями пока невозможно. Дело в том, что сдача в аренду нежилых помещений – один из серьезнейших источников пополнения бюджета. Поэтому, если мы сегодня примем решение о передаче всех нежилых помещений под социальные нужды, то сократим поступления в бюджет и, соответственно, уменьшим те ассигнования, которые направляются на социальную инфраструктуру. Если говорить о размещении на первых этажах нежилых помещений социальных предприятий, то мы занимаемся этим целевым образом. Как правило, жители не против размещения на первых этажах таких объектов. Жители против ресторанов, игорных заведений, против складов, против производства. Против этого они возражают, и это правильно. Что касается использования жилых первых этажей, такая идея была, но широкого распространения в городе она не получила. Хотя разовые случаи по признанию таких квартир непригодными для проживания, переселению жителей и использованию первых этажей под нежилые цели есть. – Как известно, за счет инвестиционных средств в городе реализуются крупные проекты. А есть ли случаи расторжения контрактов? – Действительно, на сегодняшний день в Центральном округе действует 366 инвестиционных контрактов, и в отношении 15 из них уже началась процедура расторжения, а еще по 11 идет работа. Дело в том, что наибольшая активность по проверке инвестиционных и иных контрактов пришлась на начало 2000 года. Где-то с 1992-го заключалось очень много контрактов, которые не предусматривали в своей основе каких-то твердых жестких обязательств по этапам выполнения работ, привлечению средств и по окончательному сроку завершения контракта и получению необходимого результата. По итогам инвентаризации 2000-2001 гг. было расторгнуто порядка 115 контрактов. Этот период послужил основой для активизации работы по привлечению инвесторов и, соответственно, усилению ответственности за реализацию контрактов. В последнее время создана совершенно четкая система их заключения. Это – договор об обязательствах двух сторон: инвесторов и города по созданию необходимых условий для собственников, по предоставлению документации, информации и т.д. Начиная с 2004 года, мы фактически провели перестройку всей работы в сфере инвестиционного комплекса и предложили инвесторам равные партнерские возможности. В префектуре ЦАО была создана группа сопровождения инвестконтрактов, и самая главная задача в этом – не расторжение контракта, а его успешное завершение. Сегодня инвесторы довольно часто обращаются в группу сопровождения, потому что много очень вопросов требуют оперативного решения на уровне архитектуры, имущественных и финансовых вопросов и т.д. В настоящее время возникло понимание взаимной позиции инвесторов и городских властей, думаю, что эта тенденция сохранится. – Как решается вопрос с парковками и с организацией движения в центре города? – Проблемы проезда по основной части Центрального округа и проблемы парковки очень тесно связаны между собой. Основная проблема при движении в Центральном округе – это несанкционированные парковки в крайнем правом ряду, что создает неудобства для общественного транспорта и т.д. И если мы упорядочим автомобильную парковку, тем самым практически разгрузим на каждой магистрали две полосы движения. Поэтому, эту работу следует вести в двух направлениях: первое – создание условий для парковки автомобилей, и второе – создание условий для более эффективного движения машин по улицам ЦАО. Москва построена таким образом, что центр является ядром политической, экономической, административной, культурной жизни не только всего города, но и Московской области в том числе. Поэтому весь поток населения, приезжающего в столицу, идет по радиусам к центру. И сегодня эта проблема Центрального округа является проблемой для всего города. Мы говорим о том, что в центре должны быть, безусловно, все необходимые условия для парковки автомобиля. Но городские власти должны взять на себя вопрос, связанный с ограничением въезда в центральную часть города. Если говорить о программе строительства организованных паркингов на территории центра, то в 2004 году была принята программа строительства гаражей, которая определила задачу: к началу 2008 года добиться 60-процентой обеспеченности как приезжающих людей, так и проживающих на территории центра, местами организованного паркирования. Согласно предыдущей программе, мы должны были добиться 70-процентной обеспеченности к 2020-му году. Но это нас никак не устраивало, поскольку рост парка автомобилей на сегодняшний день давно опередил те возможности, нормативы, которые планировались к 2020-му году. Поэтому в округе была разработана новая гаражная программа. Округ берет на себя досрочно более серьезные обязательства, потому что понимаем, что иначе город однажды может просто встать. Сейчас самое главное – подобрать территорию для того, чтобы строить эти гаражи. Сегодня проработано более 1000 участков под эти цели. В 2004 году план строительства гаражей был на уровне 2500-2600 машиномест. Вообще, в предыдущие годы центр никогда более 3-4 тыс. машиномест для парковок автомобилей не вводил. В этом году мы вводим 15 тысяч машиномест и в последующие годы, соответственно, 25 и 30 тысяч. То есть, за три года мы на порядок увеличим объем вводимых машиномест. Если говорить о строительстве муниципальных гаражей, то для этого разработана специальная программа "Народный гараж". Мы готовим территорию и строим гаражи за счет бюджета – это, соответственно, гарантия того, что места получат не богатые люди, а люди, которые проживают на этой территории. Как правило, это маловместимые гаражи от 10 до 50 машин, но они требуют менее жестких условий по размещению на конкретной территории. Основная задача – снижение себестоимости. Если говорить об улучшении организации движения, то считаю, что должны быть ограничения по проезду в Центр. Они должны носить как экономический, так и административный характер. На въезде в центральную часть города должны быть созданы перехватывающие стоянки – это общемировая практика. – Хотите ли вы распространить опыт ограничения на въезд в центральную часть города и на жителей центра? – Я ответственно заявляю – для жителей центра никаких ограничений не будет. Даже там, где существуют пешеходные зоны, где вообще исключено движение автомобилей, для проезда жителей никаких запретов не будет. Здесь мы будем выставлять съемные ограждающие конструкции, которые будут убираться при подъезде машин как жителей, так и машин скорой помощи, пожарных машин и пр. Но еще раз повторю – такие льготные условия будут только для жителей – а никак не для служащих офисов, арендаторов и т.п.