– Виталий Дмитриевич расскажите о задачах, которые решает сегодня ваш Центр? – В Пресненском районе живет довольно много пенсионеров, которые остались по различным причинам одинокими. Их дети где-то далеко или по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход. И таких одинокопроживающих ветеранов, инвалидов у нас порядка 1700 человек и 700 пожилых людей, которым трудно передвигаться без посторонней помощи. К каждому из них мы направляем социального работника. Кроме того, содействуем в получении медицинской, правовой, социально-психологической помощи малообеспеченным семьям. – Что включает в себя перечень обязанностей социального работника? – Соцработник должен не менее двух раз в неделю принести набор продуктов и промышленных товаров первой необходимости, который заказывает подопечный. Второе, так как они в большинстве случаев люди нездоровые, в случае необходимости вызвать врача и проводить в поликлинику, оформить и отвезти в больницу, приобрести необходимые медикаменты. В обязанности соцработника входит также оформление любых документов – пособий, коммунальных платежей и пр., доставка необходимых технических средств инвалидам для реабилитационного периода – протезно-ортопедических изделий, прогулочных колясок и пр. Но прежде всего пожилым людям не хватает душевного общения. Поэтому на плечи соцработника ложатся не только тяжелые сумки с продуктами и стояния в многочисленных очередях за оформлением той или иной справки, но и груз проблем одиноких и нездоровых людей, которые они принимают на себя. – Как быть, если у инвалида первой группы возникла необходимость в уборке квартиры или оказании гигиенических услуг? – Такие услуги не входят в перечень обязанностей социального работника, но мы ежемесячно составляем и передаем в префектуру списки. По адресам, указанным в перечне, специалисты оказывают помощь одиноким пожилым людям в индивидуальном гигиеническом уходе и решают бытовые проблемы. – Сколько подопечных обслуживает социальный работник? Как регламентируется его рабочий день? – Социальный работник обслуживает от 8 до 16 человек, а его зарплата по меркам Москвы крайне маленькая – 3,5 тысячи рублей. Доплачивается частично проезд, 500 рублей, выдается бесплатная спецодежда – куртка, обувь, халат. По второму вопросу могу сказать, что социальный работник самостоятельно регулирует свой рабочий день. В основной круг его обязанностей входит посетить и обеспечить всем необходимым своих бабушек и дедушек, поэтому соцработник договаривается об удобном времени посещении со своими подопечными. – Какие документы необходимы, чтобы быть прикрепленным к ЦСО? – Необходимо принести личное заявление гражданина с просьбой о принятии его на социальное обслуживание, медицинскую справку, в которой должно быть указано, что он не имеет тяжелой формы онкологического заболевания, не болеет инфекционным заболеванием или открытой формой туберкулеза, не страдает хроническим алкоголизмом. Собрать традиционный перечень документов: справку о пенсии и жилищных условиях и пр. Требуется документальное подтверждение, что человек действительно одинок. У нас бывают случаи, когда мы берем на надомное обслуживание при наличии детей, но тогда необходим документ совета ветеранов и соседей, подтверждающий, что сын или дочь не помогают престарелым родителям. Если человеку трудно собрать те или иные справки, мы ему в этом помогаем. – Что включает в себя полустационарное обслуживание пенсионеров? – Ежемесячно мы формируем две группы из граждан пожилого возраста по 30 человек. Маршрутное такси объезжает и собирает жителей из самых дальних мест нашего района и привозит к нам на дневные обеды, а вечером развозит обратно по тем же маршрутам. После трапезы организуем культурно-массовые мероприятия: посещение театральных постановок и выставок, походы в музей и пр. Здесь же на первом этаже проводим концерты с известными людьми и всевозможные встречи. Удалось договориться со спонсором, и ежемесячно пенсионеры получают по небольшому продовольственному заказу. – Как часто возможно такое дневное пребывание? – Один раз в год, но обслуживаем два месяца подряд. Первую группу "стареньких" оставляем и набираем 30 "новеньких". Это делается, для того чтобы "старенькие" быстрее ввели в курс "новеньких" и помогли им плавно адаптироваться. – Как можно получить бесплатную разовую помощь и какие еще виды услуг оказывают в Центре? – Малоимущие жители пишут заявление и приносят документы, подтверждающие их пенсии и справки из бухгалтерии о заработной плате для работающих и проживающих с ними родственников для определения прожиточного минимума. Если сумма получается меньше прожиточного минимума, мы оказываем продовольственную помощь. В принципе социальная бесплатная помощь может быть оказано неоднократно, но такие варианты рассматриваются отдельно. Помимо продуктов выдаем вещи, но из Департамента социальной защиты населения города Москвы получаем их нерегулярно, и порой не то, в чем нуждаются наши подопечные. В нашем Центре два раз в неделю по вторникам и пятницам с 13 до 15 часов ведет прием юрист и дает разъяснения по интересующим вопросам. Психологических проблем у всех хватает, и поэтому у нас постоянно работает психолог. А в целом за прошлый год различные виды помощи получили более чем 7 тысяч человек. – Ваш Центр расположен в уютном месте, но все ли желающие могут приходить к вам? Есть ли необходимость в расширении площадей вашего центра? – Пресня стареет, все чаще к нам стали обращаться одинокие люди, которые не могут самостоятельно обслужить себя и, все сложнее нам всех разместить. Наш Центр социального обслуживания в ЦАО самый маленький – 600 кв. м. Центры по Москве в среднем имеют площади от 1000 кв. м. Недавно открывшийся в Басманном районе Центр расположился на 2500 кв. м. Из-за отсутствия площадей сворачиваются необходимые программы и многие наши начинания. Мы не можем открыть реабилитационное отделение для инвалидов, хотя программа разработана и согласована с врачами, проводить различные культурно-массовые мероприятия, так как наш конференц-зал не может вместить всех желающих. При Центре необходимо открыть магазин, чтобы цены там были социальные, а не сумасшедшие. А то открываются в нашем районе социальные магазины, а цены в них – не подступиться. И носятся соцработники по Пресненскому району в поисках продуктов по доступным ценам для наших бабушек и дедушек. Когда к нам приезжал глава управы Л.К. Моисеенко, он пообещал помочь и решить этот вопрос в ближайшее время. В качестве одного из последних вариантов рассматривается площадка в районе станции метро "Улица 1905 года", где мы бы организовали работу для жителей Шелепихи, а здесь на Тверском бульваре – для жителей центральной части района. Об этом помещение говорила и Е.Л. Лукоянова, заместитель главы управы по социальной политике, когда приезжала к нам и поздравляла соцработников центра с профессиональным праздником. Так что последнее слово за властями… В Центр социального обслуживания "Пресненский" можно обратиться с понедельника по пятницу с 9.00 по 18.00, с перерывом на обед с 13.00 до 13.45 по адресу: Тверской бульвар, 14, строение 2. Телефоны: 290-06-87, 290-22-61, 202-04-56.