Территория исторически сложившейся застройки центра города составляет 66,2 тыс. кв. км. По площади – это самый маленький округ столицы, но по насыщенности предприятиями, организациями и учреждениями занимает первое место среди округов Москвы. Характерными его особенностями являются высокая плотность населения и застройки. Здесь сконцентрированы административные, коммерческие, общественные, культурные и многие другие организации и учреждения, много памятников истории, культуры и архитектуры. При этом, на территории ЦАО ежегодно в среднем вводится в эксплуатацию более 1 млн кв. м новых площадей, в том числе более 30 процентов от этого объема – жилищное строительство. В 2002 году в округе были разработаны градостроительные планы развития территории ЦАО и всех районов, по каждому из них принято специальное постановление Правительства Москвы. В настоящее время на постоянной основе ведется мониторинг и актуализация градпланов, проходят выставки-встречи с населением по вопросам обсуждения реализации первоочередных мероприятий градостроительных планов развития отдельных территорий. ЛИКВИДАЦИЯ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ Программа жилищного строительства на территории Центрального административного округа остается одной из важнейших задач в реализации комплексной программы реконструкции исторического центра Москвы. Основу формирования жилищных программ, направленных на обновление жилищного фонда округа, составляет совокупная программа ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда и реновация территорий сложившейся застройки округа (реконструкция пятиэтажного фонда так называемых "несносимых" серий). ПРОГРАММА ЛИКВИДАЦИИ ПЯТИЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Программа ликвидации пятиэтажного жилищного фонда первого периода индустриального домостроения в округе изначально предусматривала финансирование на инвестиционной основе. Однако, принимая во внимание острый дефицит в ЦАО свободных площадок под застройку, нехватку вводимых площадей для обеспечения отселения жителей, а также необходимость осуществления волнового переселения жителей, было принято решение о переводе программы с инвестиционной основы на бюджетное финансирование. Этот переход значительно сокращал общий срок реализации программы и позволил завершить снос пятиэтажек на территории округа к 2006 году. Основные объемы пятиэтажного панельного жилищного фонда, идущего под снос, были расположены на территориях Таганского и Пресненского районов. Отдельные "точечные" здания пятиэтажного фонда, подлежавшие сносу, были также на территориях Красносельского, Басманного районов и в Замоскворечье. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ Продолжается освобождение центра от производственных функций (вывод, реформирование, перебазирование или ликвидация предприятий с соблюдением законных интересов предприятий). В среднем от производственных функций ежегодно освобождается территория в 40 га. Реорганизация предприятий и организаций ЦАО осуществляется в рамках комплексной реконструкции исторического центра Москвы в целях решения градостроительных и социальных задач, обеспечения современных экологических норм и требований по природопользованию и охране городской среды. Подлежащие реорганизации производственные территории представляют собой один из основных территориальных резервов градостроительного развития округа. По оценкам Генерального плана по состоянию на 1 января 2001 года общий ресурс производственных, складских, коммунальных территорий округа составлял 684 тыс. га, а железнодорожное хозяйство, включая технические и грузовые дворы, составляло 323 га. В пределах округа располагались восемь промышленных зон, в том числе три полностью входящих в его границы ("Звенигородское шоссе", "Курский вокзал", "Грузинский вал"), пять промзон частично выходящих за границы ЦАО на территорию других округов. За 1999-2005 годы в ЦАО было реорганизовано 461 предприятие с освобождением производственных территорий площадью 282,24 га. Предполагается, что на период до 2020 года процесс преобразования затронет практически все промышленные, складские и коммунальные территории и будет включать: – перебазирование и ликвидацию предприятий в количестве 190 объектов с освобождением 162 га территорий под приоритетные виды использования; – реформирование предприятий в количестве 40 объектов на территории 52 га и освобождение для нужд города 20 га; – модернизацию сохраняемых предприятий на территории 450 га с обеспечением экологической безопасности. Предполагаемые объемы нового строительства на расчетный срок за счет освоения производственных территорий составят около 1,2-1,4 млн кв. м, в том числе жилья – около 800 тыс. кв. м. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОКРУГА По программе строительства объектов народного образования за период 1991-2006 годы в округе построены и введены 30 общеобразовательных школ на 13 887 мест, из них за последние 5 лет – 12 школ-новостроек по индивидуальному проекту. Кроме того, сданы в эксплуатацию новые корпуса МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московского психолого-педагогического института, Московской государственной юридической академии и других вузов. Также за прошедшие 15 лет в ЦАО построено девять детских садов на 840 мест, в том числе за последние пять лет – четыре. За этот же период было введено 11 поликлиник на 8048 посещений в смену. Положено начало осуществлению программы по строительству спортивных залов и крытых бассейнов. Только за последние пять лет в ЦАО построены и введены в эксплуатацию плавательный бассейн в Красносельском районе, физкультурно-оздоровительный комплекс и Дворец ледового спорта в Таганском районе, крытый теннисный корт в Басманном районе. В сфере социальной защиты населения проведена реконструкция с реставрацией зданий Комплексных центров социального обслуживания практически во всех районах ЦАО; строительство Социально-оздоровительного центра ветеранов войн и Вооруженных сил на Олимпийском проспекте. В округе работают более двадцати учреждений культуры. В их числе Театрально-культурный центр им. Вс. Мейерхольда, филиал Большого театра, Московский международный Дом Музыки, библиотека-фонд "Русское зарубежье", театр "ЕТ CETERA". Проведены реконструкции библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, киноцентра "Октябрь" и других объектов. По программе гаражного строительства всего введено в эксплуатацию почти 70 тысяч машиномест, в том числе: более 10 тыс. м/м – отдельно стоящие гаражи, свыше 33,2 тыс. м/м – встроенные. Префект С. Байдаков выделил несколько ключевых моментов развития округа. В первую очередь, он подчеркнул, что ЦАО всегда был жилым и таким останется. Более того, на будущее никаких программ по сокращению жилой функции округа ни в правительстве Москвы, ни в префектуре не рассматривается. Аргументы приводились следующие. По данным Москомстата на начало этого года в округе за последние пять-семь лет отмечено рекордное количество жителей – 703 тысячи человек. В основном, это достигнуто за счет того, что жителей при переселении из ветхих и аварийных домов оставляли в центре. "Мы поставили задачу оставить в пределах округа все семьи, переселяемые в рамках программы "Ликвидация ветхого и аварийного жилья", – пояснил префект. – И в течение трех лет эта программа планомерно выполняется. Если в 2004 году таких семей было 65 процентов, то в прошлом – 85. В этом году мы планируем всех нуждающихся в переселении оставить в пределах центра". Кроме того, префектура подготовила предложение к мэру Москвы о внесении в контракт, заключаемый с инвестором, специального пункта, по которому бы тот брал на себя обязательства расселять жителей только в пределах ЦАО. Городские власти намерены и дальше держать курс на строительство муниципального жилья за бюджетные деньги. Ежегодно намечалось вводить до 70 тыс. кв. метров бесплатного жилья для жителей ЦАО. Однако уже в будущем году планируется увеличить объемы и сдать 90 тыс. кв. метров жилой площади. Вся политика центра ориентирована на его жителей. Она заключается не только в строительстве муниципального жилья, но и школ, больниц и поликлиник, детских садов, организации сети социальных магазинов. КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ? Наряду с этим, городские власти всерьез обеспокоены конфликтами, возникающими с жителями при точечной застройке, и предприняли ряд шагов. Этому вопросу было посвящено заседание Общественного совета при префекте ЦАО. (Об этом мы подробно сообщали в газете "На Пресне" № 23 от 16 июня 2006 года). Возможно, "сгладить" конфликтные ситуации помогут публичные слушания, открытость и доступность информации, социологические опросы, которые предполагается проводить. А главное, соблюдение законных прав жителей при реализации градостроительной политики. Новые подходы к старой проблеме уже принесли позитивные результаты. Например, учитывая протесты жителей, более чем вдвое уменьшены объемы строительства жилого дома по улице Спиридоновка, 21. А на улице Земляной вал, 26 приостановлено строительство культурно-развлекательного центра с казино. "В настоящее время и правительство, и мэр Москвы с пониманием идут на отмену ранее принятых решений, если они принимались без учета мнения жителей, и идут вразрез санитарных, градостроительных норм", – сказал префект. Нередки конфликтные ситуации с жителями по поводу строительства гаражей в рамках программы "Народный гараж". Люди протестует против их возведения на дворовых территориях. Между тем, строительство гаражей по этой программе рассматривается в ЦАО едва ли не главным резервом обеспечения населения гаражами. Привлекать на дворовую территорию инвесторов власти считают неверным, так как инвестор будет потом продавать их "на сторону". Первый заместитель префекта С. Федоров заявил, что "строительство гаража должно осуществляться за счет городского бюджета с последующей его продажей, и, в принципе, такое решение принято". Поэтапно реализуется в округе и другая важная программа – обеспечение местами в детских садах. Сегодня приводятся две цифры: нормативный дефицит – 5400 мест, составленный с учетом рождаемости на перспективу, и реальная потребность – 1500 мест. Какое же решение проблемы предлагается? Во-первых, "полное расставание со всеми арендаторами". В ЦАО их минимум. Это в основном образовательные учреждения, клубы, школы. Другой путь – использование внутренних резервов детсадов, которые ранее были перепрофилированы под спортивные залы, библиотеки, игровые комнаты. До конца следующего года в округе будут сданы восемь детских садов почти на 2 тыс. мест, и тем самым ликвидирован реальный дефицит. На 2008-2010 годы запланированы работы по строительству пристроек, реконструкции детских садов еще по девятнадцати адресам, что должно полностью "покрыть" нормативный дефицит. ПЕРЕМЕНЫ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Одна из серьезнейших проблем центра города – транспортная. По мнению первого заместителя префекта Сергея Федорова, разгрузить транспортные потоки помог бы вывод части федеральных структур из центра, например, в Сити. Однако четкой, конструктивной программы, согласованной с федеральным правительством, пока нет. Более того, вопросы, связанные с федеральной собственностью, решаются очень сложно. Какие перемены ожидаются в дорожном строительстве? Прежде всего, это площадь Тверской заставы (район Белорусского вокзала). Кроме крупной развязки, здесь появится большой подземный паркинг и торговый комплекс. Под Пушкинской площадью проложат тоннель с подземной автостоянкой. Власти планируют сделать транспортную развязку на Кудринской площади, а на Сухаревской площади достроить подземный переход. Большое количество подземных объектов с паркингами запланированы также в районах площади Революции, Театральной площади. Для улучшения ситуации на дорогах имеет значение организация движения транспорта в центре. Активно реализуется программа по переводу на одностороннее движение целого ряда периферийных переулков, прилегающих к Садовому кольцу и в пределах радиальных магистралей. Специалисты уверены, что это принесет ощутимый эффект: пробок и заторов на дорогах станет значительно меньше. А вот введение одностороннего движения на Садовом кольце, по их мнению, не принесет желаемых результатов. И такое решение пока не принято. Генеральной реконструкции подвергнется она из самых известных московских улиц – старый Арбат. По словам префекта, специалисты завершают разработку проекта реконструкции, которая начнется в будущем году. На Арбате будет восстановлена пешеходная зона в стиле старой Москвы, улицу озеленят и сделают несколько рекреационных зон отдыха и цивилизованную зону продажи сувенирной продукции. Будут обновлены фасады зданий, а под пешеходной зоной проложат тепловые коммуникации для обогрева. Предполагается развивать территорию центра от гостиницы "Балчуг" до памятника Петру I, куда входят Дом на набережной, фабрика "Красный Октябрь", Болотная площадь. Эта историческая часть города, называемая "золотым островом", отдается развитию туризма. Кондитерская фабрика будет переведена на территорию Бабаевского комбината. А в ее здании, которое представляет собой памятник промышленной архитектуры, откроется музей шоколада. Вообще, за пять лет на территории центра для привлечения туристов власти рассчитывают построить около ста гостиниц почти на 30 тыс. мест, большая часть из которых будут гостиницы эконом-класса (трех- и четырехзвездочные), поскольку основной туристический поток приезжающих в город, ориентирован именно на них. Безусловно, жителям и гостям столицы дороги исторические уголки старой Москвы, ее архитектурные памятники. Но бывали случаи, когда некоторые из них разрушались застройщиками. Префект признал, что инвесторы "хулиганили". Сейчас ситуация нормализовалась, поскольку в городе действует достаточно жесткий закон № 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях охранных памятников истории и культуры", принятый депутатами Мосгордумы. Однако есть и такие исторические памятники, которые по своему техническому состоянию не могут быть сохранены. Тогда их судьбу определяет специальная комиссия, которая принимает решение о сносе здания и о его полной регенерации, в точности сохраняющей архитектурный облик исторического памятника. В ходе беседы префект Сергей Байдаков ответил на вопросы нашего корреспондента, в том числе составленные по наказам избирателей Пресни депутатам Мосгордумы и политическим партиям, победившим на выборах МГД в декабре 2005 года. – Считаете ли вы целесообразным рассмотреть вопрос о прекращении строительства офисных зданий в центре города, за исключением делового центра "Москва-Сити"? – Расчеты показывают, что в ряде районов есть перебор с нежилыми помещениями. Я за то, чтобы сегодня сократить строительство нежилых объектов на территории округа. Но только запретительными методами эту проблему не решить. Нужно задействовать механизм градостроительного регулирования функций и объемов. Вот два основных показателя, которые в градплане есть. В первом полугодии завершается актуализация градпланов пяти районов. А до конца этого года мы актуализируем весь градплан ЦАО. В рамках этого специалисты Москомархитектуры и НИиПИ Генплана скорректируют показатели, которые есть в градплане. – Расскажите, пожалуйста, о сегодняшней ситуации со стадионом "Красная Пресня". – Начну с предыстории. Компания "Асмарал", будучи основным из арендаторов этого объекта, не вкладывала средства в его развитие и, к сожалению, усугубила ситуацию при принятии решения о строительстве на месте стадиона "Красная Пресня" Парламентского центра. Принятие решения в строительстве Парламентского центра на этом месте обусловлено близостью к зданию Правительства РФ. Главная проблема теперь – компенсация району в виде размещения на его территории другого спортивного объекта. И речь сегодня идет не о каких-то нежилых помещениях для занятий спортом, а именно о большом открытом сооружении для использования его под стадион. Подготовлено пять адресов в Пресненском районе, где возможно компенсационное строительство стадиона. Мэр поддержал эти предложения и дал поручения Москомархитектуре и главе столичного стройкомплекса Владимиру Ресину по их проработке. Мы занимаем четкую позицию, что пресненцы не могут быть ущемлены по сравнению с жителями других районов, и должны получить равноценный спортивный объект. – Как решается вопрос о судьбе городской больницы № 32, которая в августе должна быть закрыта на реконструкцию? – То постановление правительства Москвы, по которому предполагалось включить этот объект в качестве доли города в уставной капитал компании ОАО "Медси II", не будет реализовано. И те договоренности, достигнутые районными властями Пресненского района с "Медси II", когда город из бюджета будет передавать деньги коммерческой структуре для лечения горожан – нереальны. Я неоднократно встречался с руководителем муниципального Собрания Е.К. Денисовой и говорил, что лично веду это направление и буду до конца отстаивать больницу № 32. Сегодня все договоренности рассматриваются на окружном и городском уровнях. И нами достигнуто соглашение с компанией о том, что в составе реконструируемого здания будет построен дополнительный медицинский блок, который перейдет в собственность города. И тогда у города будут все основания выделить штаты и необходимые средства на обеспечение лечения наших горожан. В составе этого комплекса будет необходимое количество койко-мест для стационарного лечения в объеме не менее того, что было в больнице № 32. Будет отделение неврологии и поликлиника. В настоящее время совместные предложения подписаны мной и первым заместителем мэра Л.И. Швецовой и направлены Ю.М. Лужкову. Я уже два раза докладывал мэру об этом вопросе, и он меня поддержал. Думаю, в ближайшее время появится резолюция мэра. Ожидаю, что она будет положительной. И затем, буквально в течение 2-3 недель, будут заключены необходимые соглашения с компанией, внесены соответствующие изменения в постановление Правительства, и мы будем реализовывать проект реконструкции этого объекта с учетом наших договоренностей. – В какой стадии находится разработка концепции развития Большого Сити и реализация проекта реконструкции микрорайона Камушки с обеспечением волнового переселения жителей в пределах прилегающих микрорайонов на территории Пресни? – Здесь я не вижу больших проблем. Свои обещания перед жителями мы выполняем. Уже есть достаточно серьезная проработка планов по волновому переселению жителей. Для строительства стартовых домов предполагается использование территории завода "Красная Пресня" в рамках его реорганизации. – Не следует ли, по вашему мнению, депутатам Мосгордумы принять необходимые нормативные документы, не позволяющие проектирование и строительство жилых домов, офисных и административных зданий, увеселительных заведений, без надлежащего количества мест для парковки автомобилей за пределами участка, отведенного под застройку? – Если появится такая законодательная инициатива, я бы ее поддержал. Считаю это вполне нормальным. Нормативы есть, они в настоящее время очень жесткие. Вопрос в том, что применение этих нормативов, к сожалению, в 90-х годах трактовалось достаточно вольно. Главной задачей было строительство жилья, а строительство гаражей – второстепенным. Но сегодня при рассмотрении любого проекта, подчеркиваю – любого, жестко отслеживается нормативная обеспеченность машиноместами. Как правило, предусматриваются подземные автостоянки. Если нормативно это не обеспечивается, тогда либо уменьшаются объемы строительства, либо предлагается инвестору строить дополнительный паркинг, вплоть до использования первого этажа. – Как, на ваш взгляд, должен решаться вопрос о выделении во всех строящихся жилых зданиях в счет доли города (не менее 50 процентов) для размещения социально значимых предприятий торговли, сферы обслуживания, детских и подростковых клубов с утверждением перечня этих объектов на заседании муниципального Собрания? – Мы так и делаем. Сегодня свободных нежилых помещений, существующих в районах, уже не хватает для размещения объектов социальной инфраструктуры. Поэтому предусматриваем их заранее при формировании строительных программ. На первых этажах вновь вводимых жилых домов планируем открытие педприятий бытового обслуживания, продовольственных магазинов, детских клубов. К сожалению, сейчас мы не можем свободно выбирать, что и сколько хотим. Понятно, что город должен жить и сдавать помещения в аренду по коммерческим ставкам, эти деньги должны поступать в бюджет. Но, тем не менее, определенный механизм квотирования помещений для размещения социальных объектов в городе существует. Этот механизм будем выносить на обсуждение правительства города. – Считаете ли вы необходимым сохранить за органами местного самоуправления право согласования строительства объектов на территории районов? Не планируется ли принятие специального нормативного документа, может быть, даже городского закона, регламентирующего детальный порядок таких согласований? – Процедура есть, но, возможно, она требует уточнения или конкретизации. Сегодня существует механизм участия органов местного самоуправления в этой работе. Любой проект представляется на рассмотрение в муниципальные Собрания. Местные депутаты активно вовлечены в процесс согласования документации по строительству объектов. Но я не думаю, что надо жестко регламентировать механизм обязательного согласования. Вопросы строительства иногда могут касаться не только местного уровня, они касаются определенных государственных, городских, окружных интересов. Поэтому механизм участия – да, но такой жесткий механизм согласований, когда может быть наложено "вето", не думаю, что это нужно. – В какие сроки будет завершено строительство нового комплекса административных зданий Правительства Москвы и Московской городской Думы в Сити? – Планируемые сроки ввода – 2008-2009 годы.