• "Да, я играл царя Федора Иоанновича, но давайте говорить о нынешнем "смутном времени"...

    - Юрий Мефодиевич, скажите, чем не похож на другие ваш дом?

    - У него, и правда, есть душа. Через этот дом "прошли" многие корифеи Малого театра: Садовский, Царев, Владиславский, Шатрова, Светловидов... Это первый кооперативный дом театра, он построен в 40-х годах, правда, потом правительство решило вернуть актерам их паи. Да, у нас живет Евгений Самойлов, Ликсо, жена и дочь Михаила Царева, живем мы дружно, и кто-то из прохожих часов в девять утра может видеть, как "живая история театра" выносит во двор мусор.
    Однажды утром, меня узнала женщина, она спешила куда-то с букетом светлых весенних роз. Остановилась и вдруг протянула мне их.
    - За что, вы ведь куда-то их несете, - отказался я.
    - Туда-то я еще успею отнести, - смутиласьона.
    Хочу сказать этой незнакомке, что розы стояли свежими очень-очень долго.

    - Обычно этот вопрос я задаю под занавес. Но сейчас... что бы пожелали своим соседям-пресненцам?

    - Пресненцам и всем нам - спокойствия, порядка. Жизнь стала тяжелой. Многие живут как бы за решеткой, для начала ставят ее на балкон... - а потом - и за тремя засовами.
    С другой стороны, я вижу, как Москва преображается, многое реставрируется. Не вдаваясь в экономические моменты - кто и за что купил - дом за домом оживают такими, как когда-то были. Петербургские друзья говорят, мы их в этом опережаем.
    Упомянув о порядке, я имел в виду гражданский порядок. Вот тут у нас проколов много. И не знаешь, куда обратиться, хотя, у нас на Пресне, находится Белый дом. Как москвич, как труженик российский, я бы хотел спросить: "За что нас так?". Вот повышают цену за горячую воду и отопление. Трубы проложены на деньги моего дома, и вода не стала горячее. А как подорожала радиоточка! И эти унизи-
    тельные очереди в банке, чтобы не платить дикие пени.
    Я понимаю, надо платить деньги чиновникам, работникам этих учреждений, но ведь надо с них и спрашивать. К примеру, в окрестностях Патриарших непросто купить обычное молоко, а сколько здесь живет пенсионеров, детей.
    Нужны действенные меры. Слесари должны делать свое дело, дворники, свое! Кстати, в нашем доме очень хороший дворник, участок чистенький. И еще критика. Наш район - в центре Садового кольца. И он всегда славился еще и маленькими сквериками и зелеными двориками. Сейчас за ними никто не следит. Стоят полуразрушенные качели, стоят грязные побитые ящики. Не идет посадка и подсадка цветов. И я задаю вопрос - а для чего существуют тогда РЭУ, ПРЭО? Все эти организации? Пусть завезут рассаду - мы ее посадим и будем охранять! И поливальные машины должны ходить по городу! Они существуют: однажды после критики по телевидению я своими глазами видел, от Маяковки до Петровки все было полито.
    Ведь в пыльном городе, во дворах без зелени растет следующее поколение. Я сам ребенок войны, мне тогда было девять лет, я знаю, тогда все лучшее отдавалось детям. Я очень люблю свою внучку, но вижу - им, сегодняшним детям, хуже, мы им недодаем. И мы в ответе за это.
    Я не знаю, наказывают ли у нас на Пресне рублем за плохую работу. Тех же слесарей, плотников, что не починят качели, лавочки, тех, кто не обеспечил зеленые насаждения во дворах, на сквериках, не поливают деревья на улицах, кто погубил деревья? Я читаю нашу газету - каждый месяц в ней должен быть отчет о работе всех служб. А кто не хочет работать - пусть уходит.
    Скоро выборы. Пусть те, кто недорабатывал, не справлялся честно скажут: "У нас не получилось!". И уходят. И никаких платформ не выдвигают. Пусть их платформы стоят на запасном пути!

    - Вы много раз играли царя Федора, как бы уходили надолго в прошлое Руси.

    - Я и Николая Романова играл, но давайте говорить о настоящем. Мне еще раз хотелось бы высказать свою концепцию развития нашей экономики. Ситуация такова: опять огромные суммы вкладываются в те же дырки, куда ушли все предыдущие миллионы. Я полагаю обратный вариант: вложить большую часть средств в медицину, образование, культуру.
    Экономика будет развиваться, если будут здоровые и образованные, интеллигентные, люди.

    - И все же у вас нет ощущения гибели Руси сегодня?

    - Нет. Гибель предсказывали России много раз. Но она все же находится в первых рядах в мире. А хотелось бы, чтобы говорили: в первом...

    - И здесь роль театра...

    - Дорогого стоит. Россия может позволить себе иметь национальный театр в чисто профессиональном направлении. Театр, который вел бы линию сохранения национального достояния. 238 лет существует труппа Малого театра, почти 170 лет работаем мы в этом уникальном здании, и не обижая другие театры России, скажу: мы занимаем это место как национальное достояние, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
    Седьмой сезон наш репертуар ясен: это классика, русская и западная, и история. В последние три года А. Н. Островский шагнул высоко. Нет в Москве такого театра, где бы не шли его пьесы. И мы взяли на себя смелость организовать фестиваль имени Островского! На нашей сцене играли лучшие театры Липецка, Самары, Тулы...
    Сейчас Малый театр выступил с идеей провести в 1995 году фестиваль национальных театров. Дали согласие Королевский Лондонский театр, Чешский, Греческий национальные театры.

    - Так в вашем понимании слово национальный не означает отрицание достоинства других театров и народов?

    - Национальный и националистический - это разные понятия. Я и другим театрам в стране объясняю: ну, просто мы самые старые... И на фестивале, куда хотим пригласить и некоторые театры ближнего зарубежья, мы хотели бы выяснить какие проблему у нас - общие. Наше училище - ему 185 лет - вырастило и актеров национальных театров. У Веры Николаевны Пашенной - и я у нее учился - была замечательная якутская студия, я выпускал киргизов, был выпуск и Северной Осетии - так и сохраняется и передается национальное достояние, так оно не меркнет....

    - Юрий Мефодиевич, позвольте от наших читателей, от Пресни, поздравить вас с 60-летием, пожелать всего самого доброго. И пусть часто будут у вас на столе прекрасные негрустные розы...

    Категории: №33, МСХ