- Сергей Иванович, вы не так давно назначены на этот пост, думаем, читателям будет интересно узнать некоторые "штрихи" вашей биографии. - Сразу скажу, что я человек, не случайно сюда попавший. В этот году мне исполняется 40 лет. - Похоже, в правительстве Москвы вы самый молодой председатель Комитета… - Не знаю, но самым молодым заместителем председателя исполкома в городе уже был… Окончил Московский текстильный институт, работал на ситценабивной фабрике в Москворецком районе, затем комсомол, был вторым, первым секретарем Москворецкого РК ВЛКСМ. А в 28 лет стал зампредом исполкома в том же районе, курировал социальные и жилищные вопросы. Работал в пенсионном фонде ЦАО, потом – так уж получилось по жизни, - создавал Московскую земельную инспекцию, прошел путь до первого заместителя Москомзема. Затем работал в строительной организации, откуда и был приглашен руководством города на пост председателя Комитета. - Название Комитета, который вы возглавляете, достаточно четко определяет его основные цели и задачи. Поэтому позвольте сразу задать конкретный вопрос: "Что сделано по повышению роли органов власти районов?" - Передача властных полномочий на места и подкрепление этих полномочий финансами – одна из главных задач, которую решает наш Комитет. Мы отчетливо понимаем, что основная тяжесть работы с жителями ложится именно на районы. Полномочия районных Управ прописаны в московском законодательстве, но пока можно сказать, что реально эти полномочия реализуются на 2/3. Поэтому правительство Москвы ведет политику децентрализации власти, передавая все больше прав районам. Последний пример – принятие постановления о передаче в ведение районных Управ нежилых помещений, находящихся на первых этажах жилых зданий. До последнего времени эти вопросы решались только на уровне Департамента государственного и муниципального имущества и его отделений в административных округах. Но мэр посчитал, что главам Управ намного виднее, как эффективнее использовать такие помещения. В перспективе, Комитет планирует провести ряд мероприятий по усилению кадрового состава районных Управ, доведение до норматива численности сотрудников, занятых вопросами охраны прав детей. Уже при подготовке бюджета 2001 года предполагается увеличить на 2-3 единицы в каждой Управе количество специалистов по проблемам опеки, работе с несовершеннолетними и т.п. Серьезная проблема – педагоги-организаторы. За последнее десятилетие они успели побывать в штатах различных структур, занятых досуговой деятельностью: райкомы комсомола, Комитеты по культуре, ПРЭО, Спорткомитеты. Сейчас мы хотим придать им статус муниципальных служащих для того, чтобы они решали не только отраслевые задачи, но и несли административные функции. Аналогично – специалисты по работе с населением в Дирекциях единого заказчика, которые пока занимаются текучкой, а не выполняют свои прямые обязанности. Примеры можно продолжить. - Но реально ли полноценное осуществление Управами своих полномочий без районных бюджетов? - Законом города Москвы о районной Управе наличие районных бюджетов не предусмотрено. Но если такое решение будет принято, оно повлечет за собой множество дополнительных управленческих шагов. В ближайшее время конкретных решений по этому вопросу не планируется. - Каковы перспективы местного самоуправления. - Мэр Москвы Юрий Лужков поставил задачу поэтапного развития местного самоуправления. Сейчас совместно с депутатами городской Думы разрабатывается конкретная программа. В октябре-ноябре, полагаю, она будет представлена на утверждение правительства города. Кстати, одна из составляющих этой программы – прямые выборы глав Управ. В декабре прошлого года 8 руководителей районов были избраны советниками, а затем и главами Управ. И среди советников появилось много социально-активных людей. - Ваша оценка итогов выборов советников районных Собраний и кадровых перестановок в префектурах административных округов. - Откровенно скажу, мы не ожидали, что на первом этапе не доберем такое значительное количество советников. Сейчас прошли довыборы, но явка избирателей была довольно низкой. Именно по этой причине признаны несостоявшимися выборы депутатов городской Думы по двум округам, так что теперь она до истечения срока полномочий будет работать в "усеченном" составе. Что касается сменяемости префектов, то комментариев уже было достаточно. Однако кадровый состав большинства префектур остался без изменений, ведь в большинстве административных округов префектами назначили первых заместителей. Но когда префект Юго-Западного округа был назначен префектом Южного округа, он, естественно, призвал на новую работу некоторых своих коллег. Если говорить о Центральном округе, то руководители, которые пришли сюда, люди для города не случайные. Префект Геннадий Дегтев прошел определенные этапы становления руководителя. Нельзя сказать, что его назначение связано с "развалом" в ЦАО. Меняется политика государства, правительства Москвы, и это назначение вполне оправданное - своеобразная "свежая кровь". - Вы уже коротко осветили итоги выборов советников. Знаю, что на уровне административных округов созданы координационные советы из представителей районных Собраний. Как они работают? - Они созданы во всех префектурах. Такие формирования, на мой взгляд, нужны, ибо они позволяют донести мнение советников до властных структур окружного и городского уровней. Мы разработали трехуровневую программу обучения советников: район – округ – город. Многие департаменты уже провели встречи с советниками по конкретным отраслевым вопросам. - Как ваш Комитет взаимодействует с депутатами городской Думы? - У нас довольно тесное взаимодействие с теми депутатами, которые занимаются в Думе работой по тематике Комитета. Наиболее активное сотрудничество мы поддерживаем с депутатами Катаевым, Плотниковым, Широковым, Хованской. Большинство вопросов, которые мы вносим на заседание правительства Москвы, предварительно изучаются депутатами. - Одна из главных задач депутатов Московской городской Думы – законотворчество. Но о многих принятых законах москвичи узнают "по факту". Существует ли система привлечения горожан к подготовке законов? - Я бы заметил, что все законы идут от жизни. И их разработка проходит на основе изучения материалов, в том числе, к примеру, конфликтных отношений жителей и застройщиков. Многие проекты городских законов направляются для обсуждения в районы. Но советники как представители населения должны активнее участвовать в этом процессе, привлекать депутатов к разработке законодательных инициатив и т.п. - Сергей Иванович, а насколько эффективно, по вашему мнению, оказывают помощь местным властям районные газеты и как часто, на ваш взгляд, должна выходить районная газета? И как вы видите ее лицо? Это должен быть только "вестник Управы" или газета с городскими и окружными новостями, интервью с интересными собеседниками, может быть, кроссвордом, программой телевидения? - Начну с примера – за последние два-три года число таких газет увеличилось в разы. Как-то жестко регламентировать их деятельность, влиять на содержание мы не намерены. Но в то же время я часто задаю редакторам вопрос: "А печатает ли газета критические материалы о работе Управы?" Получаю ответ: "Да, конечно", но когда просим это показать, видим, что никакой критики нет. В Центральном округе, пожалуй, только "На Пресне" – приятное исключение. Газета не может быть "карманным изданием" главы Управы. В этом направлении мы будем проводить определенную работу. Содержание газеты, как я уже говорил, определяет редакционный коллектив. А что касается периодичности и объема - это зависит от многих факторов. Прежде всего, от желания руководителей общаться с жителями и, конечно, от финансовых возможностей района. Но если будет интерес у главы Управы – тогда найдутся и средства, чтобы регулярно доносить информацию до каждого жителя. Сегодня в городе уже в каждом третьем районе газеты выходят несколько раз в месяц. А содержание газеты определяется моментом: когда у нас были выборы, было много информации о кандидатах, люди хотели об этом знать. Сейчас лето, и политические "развороты" гораздо менее интересны, чем советы садоводу и информация о том, где можно отдохнуть. Главное, чтобы у человека, прочитавшего один номер газеты, было желание заглянуть в следующий. Совсем недавно завершился очередной городской смотр-конкурс "Информируем из первых рук". Подводя итоги, хочу отметить, что в номинации "Лучше всех информируем жителей округа" первое место присуждено префектуре Северо-Западного административного округа, а второе и третье места поделили префектуры Западного и Южного округов. В Центральном округе по итогам конкурса лидирует Тверской район. Комитет территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления является органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы. На Комитет возлагается работа по координации деятельности территориальных органов исполнительной власти города и районных Управ, по осуществлению реформы управления, децентрализации управленческих функций, по расширению возможностей территориальных исполнительных органов власти в самостоятельном решении местных вопросов, по реализации задач, связанных с развитием местного самоуправления в городе. Из распоряжения Мэра Москвы № 706-РМ от 5 июля 2000 г.