Недавно первый заместитель премьера московского правительства Валерий Шанцев провел первое заседание координационного совета при правительстве Москвы по развитию жилищного самоуправления. Обсуждены два вопроса: "О ходе выполнения постановления правительства Москвы №690 от 09.08.2000 г. "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" и "О реализации прав домовладельцев по управлению и использованию объектов нежилого фонда и общего имущества в домах ТСЖ, ЖСК и ЖК". Сегодня в городе 556 товариществ собственников жилья, причем за прошедший год их количество увеличилось примерно на треть. Но при анализе этих цифр выясняется, что последние ТСЖ в основном появились в новых домах. В существующих же строениях товарищества создают не очень охотно. Нерешенная задача - создание нормативных документов по межеванию земель. Этот вопрос близок к завершению - методику должна предложить Москомархитектура. Другое болевое место - передача собственникам городского имущества. К сожалению, подготовка необходимого документа затянулась. По вопросу финансирования, задача поставлена такая: средства на содержание и управление имуществом в ТСЖ должны идти не в государственные унитарные предприятия, а непосредственно товариществам собственников жилья. Понятно, что одновременно должны быть и предприняты меры по контролю за прохождением бюджетных потоков. Важнейший вопрос - создание фонда капитального ремонта. В бюджете города для этого средств явно недостаточно. Но нельзя же передавать жителям в управление дом с прохудившейся крышей, облупленным фасадом! Возлагая ответственность на жильцов за сохранность домов, город должен выполнить и свои обязательства. Решение данного вопроса отнесено на следующий год. Если говорить о нормативной базе, то, к сожалению, многие вопросы упираются в несовершенство федерального закона "О товариществах собственников жилья". В настоящее время Департаментом муниципального жилья подготовлены изменения и дополнения в этот документ. Основным звеном в развитии жилищного самоуправления, отмечалось на заседании, становятся районные Управы, ибо на них ложится важная и трудная задача - работа с населением. Ведь необходимо коренное изменение в сознании людей, понимании ими того, что сохранение домов, жилищного фонда в целом - это не только забота города, но и их, жителей. Придет такое понимание - люди (а речь идет в первую очередь о собственниках жилья, на которых по закону возлагается бремя ответственности за содержание жилищ) сами запросятся в товарищества. Подводя итоги обсуждения первого вопроса, Валерий Шанцев отметил, что система жилищно-коммунального хозяйства носит затратный характер. Она просто так свои позиции не сдаст. - Но могу сказать уверенно - и это также твердое убеждение Юрия Михайловича Лужкова - мы эту систему сломаем. Сейчас уже подготовлен ряд документов, которые изменят ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. Бытующее мнение о том, что город в ближайшее время должен полностью снять с себя заботы по обслуживанию собственников, переложив их на самих жильцов, прозвучавшее в одном из выступлений, вызвало резкий отпор со стороны первого заместителя премьера правительства Москвы. - Нет, так вопрос не стоит. Это не политика города. Да, товарищества необходимы. Если собственник сам не позаботится о своем имуществе, то наши нормативы, экономические расчеты, организационные построения - все это никому не нужно. Но ведь и город не снимает с себя ответственности за сохранность и эксплуатацию домов. Валерий Шанцев также рассказал о некоторых планах жилищно-коммунальной реформы в столице. - Уже подготовлен ряд решений. Никакой "шоковой терапии" не будет. Москвичи могут не бояться, что на них полностью ляжет бремя жилищно-коммунальных расходов. Сначала проведем эксперимент в Зеленограде, потом - в Северном и Северо-Восточном округах. Но и там полностью платить за жилье станут лишь состоятельные граждане. Правительство Москвы с привлечением широкой общественности, в том числе, товариществ собственников жилья самым тщательным образом изучит итоги эксперимента. Только после этого можно дать старт городской реформе. Предполагаемые сроки - второе полугодие 2002 года, возможно, даже начало 2003-го. И при этом обязательно будет предусмотрена сильная социальная защита тех, кто не имеет достаточно средств на оплату жилья. Реальная оплата за квартиры этой категории граждан - в сравнении с сегодняшним днем - существенно не изменится. Валерий Павлинович также коснулся роли товариществ в процессе реализации реформы. "ТСЖ, - сказал он, не будут расплачиваться за убыточность жилищно-коммунальных служб. Они будут по-прежнему получать дотации на обслуживание, которое можно использовать для того, чтобы нанять собственную управляющую компанию для предоставления услуг и лучше, и дешевле".