• Реформирование системы

    В настоящее время москвичи оплачивают 43 % от плановых затрат по поставке жилищно-коммунальных услуг, остальные 57 % дотируются из городского бюджета. Ставки оплаты жилищных услуг, услуг водо- и газоснабжения дифференцированы в зависимости от технической оснащенности жилищного фонда. Это позволило, несмотря на регулярное повышение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, сохранить на одном уровне количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, - до 350 тысяч или около 11% от общего количества семей в Москве. Пороговый уровень собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 1994 года повышен с 10% от совокупного семейного дохода до 13% в 2001 году. Вместе с тем из-за недостаточного финансового обеспечения накапливается недоремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. Недостаточно активно развивается процесс передачи жилых домов в управление товариществам собственников жилья (ТСЖ). В самоуправление товариществам передано лишь 178 кондоминиумов. Анализ показывает, что имеются объективные и субъективные причины, сдерживающие процессы создания и деятельности ТСЖ. Для районных Управ данное направление деятельности пока не стало приоритетным. Низкими темпами снижается и перекрестное субсидирование, когда отдельным организациям и гражданам предоставляются льготы по оплате эксплуатационных и перекрестных услуг. Жилищные организации не оснащены техническими средствами, которые позволили бы в автоматизированном режиме производить начисление и перерасчет платежей за коммунальные услуги, а также обеспечивать электронный обмен информацией с Городским центром жилищных субсидий. Все это тормозит развитие реформы в системе ЖКХ. 14 августа 2001 года на заседании правительства Москвы одобрен проект Программы развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на 2002-2007 годы. На сегодня она внесена на утверждение в Московскую городскую Думу. Согласно программе, вводится пилотный проект по повышению населению платежей за жилищно-коммунальные услуги. Не случайно выбор пал именно на Зеленоград. Как считают московские чиновники, в нем больше бедных и меньше богатых, чем в Москве. Поэтому, если этот эксперимент удастся в Зеленограде, то в Москве с введением новой формы оплаты жилья точно не будет. Плюс ко всему, данный административный округ Москвы лучше других подготовлен технически для автоматизированной системы начисления субсидий малоимущим гражданам. В новой экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса главное то, что после реформирования жилищно-коммунальной системы дотации, которые сегодня направляются городом жилищно-коммунальным службам, будут идти в виде субсидий непосредственно населению, в частности, жилищным товариществам. По убеждению мэра, люди смогут гораздо лучше, чем коммунальные службы, определить свои потребности в жилищно-коммунальных услугах, что должно привести к экономии финансовых средств. Плюс к этому, "средства не будут размазываться по чуть-чуть", за субсидиями смогут обратиться граждане с доходом ниже 6 тыс.руб. на одного человека в месяц. Такая система позволит сократить средства, выделяемые на жилищно-коммунальные хозяйства, на 15-20%. Если сейчас город компенсирует всем ту часть квартплаты, которая превышает 13% среднедушевого дохода семьи, то в пилотном проекте бедным будут доплачивать больше, а богатым - ничего. Причем семьи, занимающие социальную норму жилья и со среднедушевым доходом меньше 2 тыс.руб. в месяц, будут платить даже меньше нынешнего. А для получения денег нужно будет принести только справку с места работы. Как рассчитывают авторы эксперимента, за компенсацией могут обратиться до 42 тысяч зеленоградцев (почти 50% населения округа, а сейчас доплаты за жилищно-коммунальные расходы получают всего 16%). Остальные семьи, по расчетам чиновников, будут в состоянии платить около 800-1000 руб. за однокомнатную квартиру, 1000-1500 за двухкомнатную и порядка 2000 руб. за трехкомнатную.