• В интересах населения

    Е.Денисова, президент некоммерческого фонда "Милосердие" Делать надо было вчера Мы сегодня обсуждаем очень важные вопросы, определяющие нашу дальнейшую жизнь. Что касается выборности глав Управ - это завоевание, которое надо сохранить. Бюджет, конечно, надо отдать в район, как это было раньше. У нас на Пресне более 80 банков, множество других крупных коммерческих и торговых структур, нежилых помещений. Неужели мы не в состоянии собрать налоги, чтобы обеспечить эффективное развитие района? Что касается сроков - все надо было делать еще вчера. Мы бы сами у себя все прекрасно решили, что и где строить, какую школу, какую больницу ремонтировать. Сегодняшнее строительство в условиях стесненной застройки - это просто людей ставят к стенке. Надо думать об экологии, ведь самое дорогое у нас - здоровье и жизнь человека. Сегодня много говорят о товариществах собственников жилья. Но одно дело - создавать их в новых домах, другое - в зданиях с прогнившими коммуникациями. Я категорически против ущемления людей, надо сделать все возможное, чтобы они жили в уютных квартирах, благоустроенных домах. В.Иванов, председатель районного Совета ветеранов Защитить интересы пожилых Идет наступление на жителей нашего района - их просто выживают из Центра. А местная власть не в состоянии что-либо сделать. Сейчас, на пороге выборов в Московскую Думу, надо более остро ставить вопросы передачи полномочий в район. Особенно важно защитить интересы пожилых людей, которые отдали Родине все, а сегодня многие из них оказались в нищенских условиях. Даже трудно представить, как человек, который всю жизнь прожил на Пресне, может переехать на окраину города. Конечно, нужно, чтобы бюджет был в районе, и чтобы советники могли его контролировать. С.Мишин, старший юрисконсульт, заведующий юридической консультацией некоммерческого благотворительного центра "Социальное развитие" Нужен эксперимент К сожалению, мы видим попытку города в очередной раз затянуть процесс передачи полномочий на места. За последние 10 лет реальных шагов в этом направлении городская власть не предпринимала. И все, что происходит сегодня, это не заслуга города, а результат судебных разбирательств по обращениям жителей, в том числе и Пресни, которые не хотели мириться с противоречиями в московском законодательстве. Что касается Концепции, то здесь нет иллюзий - в очередной раз урезаются полномочия Управы. До сих пор советники были лишь ширмой для исполнительной власти - нам всего лишь разрешали утверждать смету доходов и расходов района после того, как все цифры были "спущены" с городского уровня и разбиты по отраслям. И даже после этого казначейство нам порой диктует, как тратить эти средства. Я знаю, что коллеги из Замоскворечья подсчитали возможные поступления в районный бюджет - получилось 700-800 млн. На Пресне, думаю, соберем более миллиарда. Нежилые помещения переданы в район, но реально мы распоряжаться ими не можем. Все наши решения носят совещательный, рекомендательный характер. Город принимает решение о строительстве на территории района без учета мнения жителей. Концепция передает нам только часть полномочий, предусмотренных федеральным законодательством. Я сторонник прямых выборов главы Управы. И надо разделить местную администрацию и представительную власть. А начать эксперимент на Пресне можно раньше других - ведь район почти полностью остался в прежних границах. Даже многие кадры сохранились. И еще одна проблема - советникам всех районов надо объединяться. Возможно, это будет ассоциация. И важно обобщать положительный опыт. С.Бочаров - старший преподаватель Всероссийского заочного финансово-экономического института Противоречивая Концепция Мне, как юристу, хотелось бы остановиться на вопросах соответствия Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве, уже утвержденной правительством столицы, федеральным нормам. Исходные положения Концепции (раздел 2), на мой взгляд, противоречат федеральному законодательству. В частности, утверждается, что "в соответствии с федеральным законодательством Москва как городское поселение является муниципальным образованием, в котором выборные городские органы местного самоуправления не создаются". Если выборные городские органы местного самоуправления не создаются, то Москва не может быть муниципальным образованием, так как Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В п.6 Концепции содержится положение, определяющее, что "земля в городе Москве принадлежит городскому сообществу, отдельной собственности на землю внутригородских муниципальных образований не должно быть. Порядок пользования городскими землями органами местного самоуправления устанавливается законом города". Это прямо противоречит Конституции РФ, в ст.9 которой определено, что земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В п.7 Концепции предполагается наделить районные Собрания правами органа местного самоуправления. Это нецелесообразно, так как районные Собрания согласно статье закона о районной Управе с последними изменениями уже являются представительными органами местного самоуправления. В п.8 Концепции записано, что функции главы Управы должны быть скорректированы с учетом изменения его правового статуса. Считаю, что полномочия главы Управы не могут быть урезаны по сравнению с действующим Законом "О районной Управе в городе Москве". Предложение о внесении изменений в порядок избрания главы Управы, при котором он будет избираться из состава представительного органа местного самоуправления, считаю правильным - не имеет смысла специально тратить бюджетные деньги на всеобщие выборы главы муниципального образования. Московское законодательство о местном самоуправлении должно предоставлять органам местного самоуправления района право самим определять структуру органов местного самоуправления. В п.10 Концепции говорится о целесообразности в условиях города Москвы принятия устава представительным органом внутригородского муниципального образования на основе примерного устава, разработанного органами власти города с участием районных Собраний, органов территориального общественного самоуправления и населения и утвержденного Московской городской Думой. Эти положения будут противоречить нормам федерального законодательства. В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно, принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Никакого утверждения устава муниципального образования федеральное законодательство не допускает, предусматривается только государственная регистрация устава муниципального образования в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Различие между утверждением и государственной регистрацией принципиальное. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Отказ же в утверждении устава муниципального образования обжалованию в принципе не подлежит. В п.13 Концепции содержится план первоочередных законопроектных работ по вопросам местного самоуправления. К дополнению к предложенному перечню необходимо включить в план разработку закона, устанавливающего порядок регистрации уставов муниципальных образований в Москве. А.Калинин, редактор газеты "На Пресне" Уходить от деклараций На мой взгляд, нам пора перейти от деклараций и заявлений к конкретным практическим шагам. Надо четко представлять, что мы будем делать сегодня, что - завтра, а что - послезавтра. Стоит подумать и о том, как повысить эффективность работы советников с населением. Ведь мы баллотировались в трех избирательных округах и, возможно, советники должны в большей степени отстаивать интересы своей территории. Когда-то были депутатские группы, которые работали совместно с организациями микрорайонов, может, стоит к этому вернуться. Ведь пока координационные Советы работают недостаточно активно. А когда мы говорим, что все нужно брать в район, надо все-таки разделить полномочия. Ведь не будем же мы сами строить на Пресне метрополитен. Конечно, необходимы и экономические проработки. Ведь не секрет, что многие предприятия сдают в налоговую инспекцию нулевые балансы, так что ждать от них серьезного пополнения районного бюджета не придется. Н.Колганова, президент фонда некоммерческого партнерства по поддержке малого и среднего предпринимательства "Общее дело" Определиться можем сами Если говорить о выборах руководителя района, то мы можем сами определиться как муниципальное образование. Ключевой вопрос - муниципальная собственность. Передача полномочий - муниципальное жилье, безусловно, надо отдать. Дороги и все, что принадлежит Федерации, передавать, видимо, не надо. Что касается сроков, несомненно, все это нужно было делать, как уже говорили, вчера. Но в сегодняшних условиях надо сделать все возможное, чтобы необходимые полномочия как можно быстрее были переданы в район. От редакции. Вывод один - путь к местному самоуправлению неизбежен. Очень много вопросов, затрагивающих интересы жителей, должны решаться именно на местном уровне. Говорить о том, что это надо было делать вчера, можно, но "вчера" уже прошло. Вопрос в том, что и как нужно делать сегодня и в последующие годы, чтобы местное самоуправление на деле обеспечило улучшение жизни людей. Конечно, нужна соответствующая нормативная база. Правительство Москвы определило сроки разработки необходимых законодательных актов. И сегодняшнее обсуждение показало, что "немедленно взять все в район" не получится. Нужны кадры, нужны соответствующие структуры, нужны экономические проработки и т.п. Поэтому советникам сегодня следует более активно работать с нынешним депутатом Московской Думы Сергеем Гончаровым, выяснить его позицию в области местного самоуправления, возможностях участия Пресни в эксперименте по опережающей передаче полномочий в район. До выборов в Мосгордуму еще более двух месяцев, и за это время вполне возможно принять основополагающие законы по развитию местного самоуправления. И надо вносить конкретные предложения к законопроектам и через депутата получать информацию, как они учитываются. Сегодня советники говорили о противоречиях, которые пока есть в российском и московском законодательстве. Сейчас уже сделано немало, чтобы московские законы привести в соответствие с федеральными. Но ведь можно поправить и российское законодательство, если эти изменения будут служить интересам москвичей. Необходимо не противопоставление, а конструктивный диалог всех ветвей власти.