- Александр Викторович, согласно последним изменениям в московском законодательстве районная Управа - орган местного самоуправления. Сейчас одной из наиболее важных дискуссий является тема, какие полномочия отдать в район, а что оставить за городом? - Здесь надо строго следовать букве российских законов, где все принципы местного самоуправления детально прописаны. Важно, чтобы полномочия районов, предусмотренные федеральным законодательством, не были урезаны депутатами Московской Думы, которые именно сейчас рассматривают законопроект о местном самоуправлении. - В этом документе, да и в уставе города, как я знаю, нынешние советники районного Собрания именуются депутатами. Ваше отношение к институту советников? - Количество советников, или депутатов - неважно, как их называть - надо увеличивать. В таком районе, как Пресня, где проживает около 110 тысяч человек, оптимальное число советников - около 50. И раз в месяц они должны собираться на сессии для обсуждения и решения конкретных задач развития района. Глубоко уверен, что в нынешнем составе не все группы населения района представлены. Нет бизнеса, рабочих, обслуживающих организаций, бюджетников федерального уровня. - А нынешняя городская Дума из 35 депутатов? - Очевидно, что такое количество депутатов не могут представлять девятимиллионную Москву. Более того, некоторые из действующих народных избранников практически не появляются на заседаниях Думы. Реально работают 22-25 человек, а с таким количеством исполнительная власть легко может вступить в сговор. На мой взгляд, в городе надо избирать примерно 100-120 депутатов - по одному на каждый район. А для того, чтобы полнее учитывать интересы города и муниципальных образований, нужно создать вторую палату Мосгордумы из председателей районных Собраний. Такой орган, пусть даже с небольшими на первое время полномочиями, мог бы высказывать свои мотивированные суждения по законопроектам. В этом случае можно было бы профессионально и разрабатывать, и принимать бюджет с участием не зависимых от властей специалистов. А в нынешнем виде один-два депутата Московской Думы, которые ведут, к примеру, строительство, просто могут быть легко коррумпированы "строительным корпусом" исполнительной власти. Сегодня бюджет - это биржа, куда вброшены казенные деньги, за которые идет борьба между различными отраслями, а должны увязываться различные интересы населения. - В последнее время все чаще можно услышать мнение о том, что половину депутатов МГД следует избирать по партийным спискам. - Я против такого подхода не только на уровне города, но и в федеральном масштабе. Причина - несовершенство Федерального закона о политических партиях. Этот документ по сути предполагает их лицензирование и тем самым ущемляет права избирателей. Сегодня Кремль решает, кому из партий дать право на участие в выборах, а для кого поставить заслон. - Средства массовой информации называют вас противником Юрия Лужкова, но на страницах нашей газеты вы однажды заметили, что по программе "Мой двор, мой подъезд" вы солидарны с мэром Москвы. Поясните, пожалуйста. - Здесь мэр прав в том, что он решил перейти от бесконтрольно постатейного списывания денег на благоустройство к отчетности по натуральным показателям. Ведь легко, к примеру, проверить, сколько установлено ограждений, малых архитектурных форм, устроено газонов, заасфальтировано дорог и тротуаров. Но беда в том, что правительство столицы не сумело подкрепить эти документы эффективным контролем снизу. Поэтому имеем то, что имеем. Кстати, наша районная газета сделала совершенно верный шаг, опубликовав нормативные документы программы "Мой двор, мой подъезд". Радует, что в последнее время мэра стали существенно заботить проблемы чиновничьего беспредела. Но у меня есть и разногласия с мэром по-крупному. Я, например, считаю, что московский бюджет, который формируется за счет налогов и сборов и предназначен для решения конкретных задач - реализацию социальных программ, ремонт дорог и домов, содержание милиции и т.п. - недопустимо тратить на финансирование инвестиционных проектов, таких как "Москва-Сити", Манежная площадь, Гостиный двор, которые являются убыточными для города. И это не я придумал, это делается во многих странах, там же эффективная эксплуатация имущественной части города позволяет пополнять социальную, именно на этом следует сосредоточиться городским чиновникам. Но сегодня я не хотел бы углубляться, подобных проблем очень много и этому можно посвятить не одну газетную полосу. - Вы говорите о беспределе чиновников. Да и само слово "чиновник" стало просто ругательным для многих жителей. Что можно сделать, чтобы переломить их сознание? - Смешно говорить, но руководители района получают зарплату 4-5 тысяч рублей в месяц. А специалисты основных отделов - около 2 тысяч. В аналогичной ситуации - милиция, пожарные, санэпиднадзор и т.п. Но всем ясно, что многие из этих людей живут на другие деньги. Чтобы этого не было, я планирую существенно увеличить им зарплату, не на 10-20 процентов, а "в разы". В ближайшие месяцы мы внесем изменения в действующее штатное расписание Управы. А уже сегодня в местную администрацию приходят новые люди с нестандартными подходами к решению управленческих задач. - А как ваше предложение о повышении зарплаты соотносится с действующим законодательством? - Здесь все в порядке. Уже в 2003 году районы будут иметь свои бюджеты, это один из ключевых вопросов местного самоуправления. Но мы рассчитываем "войти в бюджет" в качестве эксперимента гораздо раньше, чем другие районы. Ведь даже самые скромные прикидки показывают, что вместо 100 миллионов рублей, которые сегодня поступают в фонд развития территории, мы можем реально собирать около 1,3 миллиарда. - Назовите несколько направлений деятельности Управы, на которых намереваетесь сосредоточиться в ближайшее время. - Первое, о чем я уже говорил в прошлом номере газеты: мы в корне меняем принципы работы с письмами граждан. Еще раз хочу обратиться к пресненцам: по всем вопросам пишите в Управу. Я читаю каждое обращение и готов лично вмешиваться в решение поставленных проблем, либо объяснять, почему мы этого сделать не можем. Поймите: все, что вы посылаете "наверх", через некоторое время возвращается "вниз", в Управу. На ваши письма к президенту, мэру, префекту, патриарху мы теперь не будем готовить ответы, как это было раньше. Второе: я не подпишу ни одного документа по строительству жилья в районе. Новые жилые дома, которые возводятся на Пресне, порождают дополнительные проблемы. Они не приносят пользы ни старожилам района, ни новоселам, ибо ухудшают инфраструктуру и экологические условия. Причем жилье в районе строилось только коммерческое, а не для очередников. Теперь будем заниматься реконструкцией ветхих и аварийных зданий, обустраивать парки, скверы, пешеходные зоны. И еще один шаг в области жилья - тотальная проверка квартир, которые длительное время не заселяются или заняты нелегально. Создаем ударную группу и целенаправленно занимаемся этой работой с участием прокуратуры, чтобы максимально быстро принимать решения по упрощенной схеме, а вот эти квартиры, как и дома после реконструкции, пойдут очередникам по жилью. Серьезные перемены мы намерены провести в Дирекции единого заказчика. Это государственное предприятие, как известно, отвечает за эксплуатацию жилищного фонда и содержание придомовых территорий. Дирекция должна стать полноценным хозяйствующим субъектом, зарабатывать деньги, а не сидеть на бюджетном финансировании, подрядные организации будут по-настоящему биться за заказы на конкурсной основе. Штат Дирекции будет существенно сокращен. Придут новые люди - технари, экономисты, которые не заражены бациллами разгильдяйства, царящего в нашем коммунальном хозяйстве. И только тогда мы сможем начать движение в области жилищно-коммунальной реформы. Также в числе первых дел - подготовка судебного иска о незаконности создания городской Думой территориальной единицы с особым статусом (ТЕОС) Московский международный деловой центр "Москва-Сити". Напомню, что в свое время значительная часть района, где городские власти планируют возведение этого центра, была передана ТЕОС. Тем самым мы лишились весьма солидной налогооблагаемой базы. И само строительство вот уже почти 10 лет идет на бюджетные деньги, ни один частный инвестор свои средства сюда не вложил. Причина простая: инвесторов не устраивает нынешняя система ведения бизнеса в ТЕОС. - Ваше отношение к реформе ЖКХ? - Когда говорят, что жители сегодня оплачивают примерно половину затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, это не совсем так. Действительно, "живыми" деньгами они вносят в сберкассу примерно столько. Но то, что доплачивается из городского бюджета эксплуатирующим и ресурсосберегающим организациям - это те же деньги, которые собираются с граждан в виде налогов. Прежде чем говорить о стопроцентной оплате жилья, надо поднять материальное благосостояние людей за счет того, чтобы налоги, которые сегодня выплачиваются ими, оставались в бюджете семьи. Другими словами, нужны серьезные изменения в налоговом законодательстве. Тоже самое можно сказать о необходимости резкого увеличения пенсий и зарплат бюджетников. Иначе мы будем сдирать вторую шкуру с населения. Но в целом эта тема - предмет для специального разговора. - Мы, кстати, запланировали проведение заседания "круглого стола" по программе "Мой двор, мой подъезд", и хотели обсудить предполагаемую реформу ЖКХ, уже поступили первые вопросы. - Давайте проведем эту встречу на следующей неделе, пригласим советников, жителей, специалистов ДЕЗ, подрядных организаций. А жители пусть присылают вопросы мне или в редакцию. - Александр Викторович, читателям, думаем, будут интересны ваши принципиальные подходы в области социально-экономического развития района. Что появится нового? - О жилищно-коммунальном хозяйстве я уже сказал и призываю жителей: выберите старших по домам, подъездам. Это будут ваши полномочные представители, с которыми Управе удобнее вести разговор. А если где-то старшие формально назначены из числа сотрудников эксплуатирующих организаций, сообщите мне. Контроль за работой ДЕЗ, подрядчиков будут осуществлять жители с помощью советников. Если говорить о торговле, то я приветствую желание городских властей создать цивилизованные условия для продажи всех видов товаров. Но нужно понимать, что существуют малообеспеченные люди, для которых низкие цены пока важнее условий, в которых они могут совершать покупки. Поэтому мы будем идти двумя путями: создавать условия для открытия крупных торговых предприятий, и устанавливать там, где это необходимо, "тонары", лотки, вести торговлю с колес. По-новому хотим организовать ярмарки выходного дня. Что же касается несанкционированной торговли, то она будет жестоко подавляться. Причина в том, что такие точки, в основном являются не стихийными, а организованными, и существуют благодаря нашей милиции. Об этом просто не было принято говорить, теперь говорить будем и делать выводы по руководителям отделений милиции, если они не разрушат эту систему. Считаю, что в области социальной сферы наши службы работают неплохо. Но надо идти дальше. Важно, чтобы каждый человек, кому сегодня плохо, ощущал нашу заботу. Большой вопрос - нежилые помещения. Те, которые расположены в жилых домах, переданы Управе. Мы планируем отдавать подвалы бизнесменам без оплаты прав аренды, ну а престижные помещения, независимо от того, какие принимаются по ним решения городскими властями, будем выставлять на конкурс. Конечно, в буднях дел не стоит забывать о праздниках. Опыт нынешнего Дня города показал, что нет смысла устраивать много концертных площадок и развлекать на каждой из них лишь нескольких человек. Все силы надо подтягивать к одному-двум местам, оборудовать современные сцены, пригласить настоящих звезд эстрады, кино, театра и т.п. Давайте попробуем первый такой праздник провести в новогоднюю ночь в парке "Красная Пресня", - не всем же слушать бой курантов на Красной площади. Примерно за месяц до праздника проведем рекламную кампанию праздника в нашей газете. Кстати, газета должна стать более эффективным связующим звеном между властью и жителями. Я понимаю, что по многим вопросам мне придется объясняться, и я буду это делать и требовать от своих подчиненных, чтобы они подробно информировали через газету жителей обо всем, что происходит и будет происходить в районе. На самом деле многие проблемы очевидны, но об этом говорят вскользь или произносят декларативные заявления о гражданском правовом государстве, которое надо строить постепенно и осторожно. Но если иметь политическую волю, не бояться принимать непопулярные, но нужные решения, можно достичь очень много как в политике, так и в экономике. И я рассчитываю вести с пресненцами откровенный разговор, но не давая несбыточных обещаний. - Александр Викторович, в рамках одного интервью довольно трудно осветить все проблемы, волнующие жителей... - Давайте договоримся - будем встречаться ежемесячно, начинайте собирать вопросы читателей. Заранее предупреждаю, готов отвечать на любые неудобные вопросы, если затронуты интересы жителей. - Спасибо. До встречи в ноябре.