– Александр Викторович, какую пользу .жители Пресни получат от решений, принятых за последние три месяца, после того, как вас избрали главой районной Управы?
– Прежде всего, я хочу объяснить мотивы принятия наших решений, Например, организация торговли должна решать две основных задачи: необходимо достаточное количество торговых точек и они не должны мешать жителям. Это две иногда взаимоисключающие позиции, поэтому Управа должна взять на себя регулирующие функции. Советники единогласно проголосовали за то, чтобы все полномочия по размещению объектов торговли, контролю за их деятельностью были переданы Управе. Уже сегодня мы приступили к выдаче разрешений на право торговли. Если раньше коммерсантам приходилось в виде взяток в районных и окружных инстанциях единовременно выкладывать 2,5 тысячи долларов и еще 300 долларов — ежемесячно, то теперь все платы легальные и составляют около 100 долларов в месяц. Чтобы не было очередей, мы оборудовали в Управе дополнительные рабочие места, открыли филиал банка, все оформление документов проходит в течение часа в одном месте. Смею вас заверить, взяток за получение права на торговлю на Красной Пресне больше не будет. С другой стороны, если появятся жалобы жителей на торговые точки, которые им мешают, будем их передвигать. В дальнейшем мы планируем строительство более уютных и красивых быстровозводимых торговых павильонов.
Другая проблема – рекламное давление коммерческих структур на наших жителей. Мы готовы терпеть изобилие рекламных щитов на улицах Пресни только за большие деньги, но ни за какие деньги не допустим рекламы спиртных напитков и табака. Поэтому советниками принято решение об изменении схемы контроля за рекламным рынком. Мы подсчитали, что 9 миллионов рублей, которые перечисляются Управе за использование рекламного пространства – всего лишь шестая часть того, что по закону должно поступать в казну. Реклама в нынешнем виде уродует город, в центре Москвы это наиболее наглядно видно. Забирая рекламные деньги в район (кстати, по мнению мэра, контролем за рекламой должны заниматься именно районы), мы сформируем цивилизованный рекламный рынок.
– В прошлом интервью газете мы с вами уже говорили и реформе жилищно-коммунального хозяйства. Правительство столицы недавно рассмотрело вопрос о том, чтобы люди с доходом более 8,5 тыс, рублей на члена семьи в месяц добровольно оплачивали 100 процентов услуг ЖКХ...
– Сегодня на самом деле все жители платят 100 процентов за жилье. Но только примерно половину человек вносит в сберкассу живыми деньгами, а остальное у него забирает государство в виде налогов, акцизов, таможенных штрафов, пошлин, недоплат из пенсионного фонда, низкой зарплаты бюджетников и т.п. Я сторонник того, чтобы все жители, независимо от уровня доходов, платили 100 процентов коммуналки, но все через сберкассу. Призывая людей платить 100 процентов, государство должно прекратить сдирать вторую шкуру через налоги. Переход из одной системы в другую достаточно сложен. В виде эксперимента мы готовы у себя в районе пойти чуть впереди остальных и на первых порах выделить из своих средств примерно 30 млн рублей, чтобы как-то смягчить процесс перехода к 100-процентной оплате, это около 300 рублей на человека. В переходный период призываем и город, и федеральные структуры откорректировать пенсионную систему, тарифные ставки бюджетников, может быть, сбросить немного НДС, налог на прибыль. Мы убиваем двух зайцев: создаем нормальную систему ЖКХ, где действуют единые тарифы и каждый потребитель оплачивает 100 процентов услуг, и снижаем налоги, чтобы стимулировать развитие производства.
Отдельный разговор – о социально ослабленной группе: инвалидах, многодетных семьях, престарелых одиноких людях. Доплачивать им надо не за счет льгот по ЖКХ, создавая многочисленные центры субсидий, а по разделу социальной помощи, чтобы они с учетом этих доплат могли оплачивать жилье в размере 100 процентов. А деление людей на бедных и богатых и предоставление дотаций в зависимости от уровня дохода приведет к тому, что все, даже банкиры, принесут липовые справки, встанут в очередь и потребуют субсидий.
Очевидно, что в отдельно взятом районе эту проблему не решить. У меня был по этому поводу разговор с советником президента России по экономике Андреем Илларионовым, он поддержал идею, но, конечно, нужна более детальная ее отработка на федеральном и московском уровнях.
Еще один вопрос – реальная экономия коммунальных ресурсов (электричество, вода, тепло, и т.п.), но это тема для отдельного, большого разговора, мы к ней обязательно вернемся.
– Как вы оцениваете работу районной Дирекции единого заказчика?
– Оценку качества работы ДЕЗ может, как и я, оценить каждый житель Пресни, и она в своем большинстве неудовлетворительная. В Москве сложилась порочная практика, когда начальника ДЕЗ района назначает не районное руководство, а префект округа. Поэтому за "художества" руководителя ДЕЗ, я как глава Управы, нести ответственность не собираюсь.
Один показательный пример – недавнее постановление правительства Москвы о "крыше Карпова". Коротко поясню, что речь в этом документе идет о том, как известный шахматист Анатолий Карпов надстроил над своей квартирой мансарду и просил компенсировать ему затраты, а из-за надстройки по дому пошли трещины. Бывший глава Управы Бочаров был против, советники против, а директор ДЕЗ Головченко по указанию префекта ЦАО визирует постановление и в результате из районного бюджета "выдергивается" около 6 миллионов рублей. Я прямо сказал об этом префекту, и мы намерены рассмотреть этот вопрос на районном Собрании с участием представителей СМИ, руководителей префектуры и, конечно же, самого Анатолия Карпова.
Более того, директор ДЕЗ своим распоряжением ввел свое образный налог на арендаторов нежилых помещений, включив в качестве обязательных оплату услуг по благоустройству территории. Я призываю арендаторов этот налог не платить, у этого решения есть судебные перспективы, а директору ДЕЗ придется отвечать перед законом, на эти вопросы призвана обратить внимание прокуратура.
Кстати, говоря о Дирекции как хозяйствующем субъекте, я вспоминаю наше решение почти десятилетней давности, когда мы перестали платить деньги Краснопресненскому плодоовощному объединению. В то время Юрий Лужков воспринял это решение с недовольством, но затем мэр понял, что именно так и надо было поступать. Сегодня овощная база Красной Пресни — рентабельное предприятие, причем с тем же директором.
В предыдущие годы половина районного бюджета, десятки миллионов рублей, уходило на дотацию ДЕЗ, а задолженность Дирекции перед сторонними организациями постоянно росла. Нам же удалось за три месяца доказать, что на самом деле районная Дирекция является весьма рентабельным предприятием и никаких дополнительных "вливаний" денег из районного бюджета не требуется.
В ближайшее время планируется провести сокращение вспомогательных служб, которые занимаются несвойственными Дирекции функциями – оформлением служебной площади, распределением нежилых помещений.
– Как в следующем году будут благоустраиваться дворы и подъезды?
– Главное в том, что не ДЕЗ будет определять, что нужно делать, а жители. Такой же подход – в отношении благоустройства территорий школ и поликлиник. Теперь все работы по благоустройству дворов и подъездов будут заказывать, и принимать только жители. Мы не допустим, чтобы ДЕЗ или кто-то из подрядчиков приходил к нам и говорил: мы сделаем вам то и это, а вы, пожалуйста, оплатите наш труд. Некоторые любители легкого и бесконтрольного "освоения" денег уже это почувствовали. Напоминаю жителям еще раз: чтобы сделать заказ, нарисуйте эскиз, согласуйте его со старшим по дому, отправьте предложения на мое имя в Управу, наши специалисты все просчитают, мы проведем конкурс среди подрядчиков, кто победит – выполнит работы, а акты приемки будут подписываться только с участием жителей. Причем для меня важны любые предложения, пусть даже из одного дома их будет несколько, все они будут внимательно рассмотрены. А если кто-то не пришлет заявку в Управу, то это значит, что жителей во дворе и подъезде все устраивает, и там мы делать ничего не будем.
– По-прежнему для многих больным вопросом является жилье. Как сегодня решаются эти проблемы?
– Мы полагаем, что жители Пресни за счет работы своих дедов и отцов заслужили право получить бесплатное жилье, или, как сейчас говорят, на условиях социального найма.
Но беда в том, что очередь практически не движется. Когда Ельцин разогнал в 1993 году Краснопресненский райсовет, председателем которого я являлся, квартиры получали очередники 1982 года (на общих основаниях), и сейчас по-прежнему очередники 1982 года стоят в очереди. Хорошее продвижение только для очередников льготных категорий. В районе строится только коммерческое жилье. Но мы знаем, что одновременно в районе тысячи квартир заняты самовольно, без оформления каких-либо документов. Милиция, жилищные работники, чиновники, которые владеют информацией о свободных квартирах, подсдают такие квартиры за взятки. Прокуратура на эти вопросы закрывает глаза, ни одного уголовного дела не заведено. Поэтому мы намерены поступать так: если квартира по документам числится свободной, а там кто-то находится, будем выселять без судебного процесса, а квартиры отдавать очередникам.
Кстати, недавно на одном из совещаний, как бы откликаясь на наши предложения, в присутствии руководителей городского строительного комплекса и префектуры ЦАО, Юрий Лужков заявил, что в центре города надо перестать строить коммерческое жилье. И я не подпишу ни одного документа на новое строительство. Другое дело – реконструкция старых домов и строительство на месте выводимых предприятий, такую работу мы приветствуем.
– Вы не раз заявляли о необходимости повышения зарплаты бюджетникам. Что сделано?
– Для того, чтобы решить этот вопрос, нам необходим собственный бюджет. Именно это даст нам возможность повысить зарплату учителям, врачам, милиционерам, чиновникам в три-четыре раза, как мы предполагаем. Налогов, которые собирает пресненская налоговая инспекция № 3, для этого вполне достаточно, но нужно, чтобы они поступали в район, а не уходили в "закрома Родины" — в городской бюджет. Районный бюджет предусмотрен федеральным и московским законодательством. По московскому закону необходимо ждать до 2003 года. Но недавно состоялось решение Верховного суда России по обращению группы граждан, которое дает нам право уже сегодня открыть свой бюджетный счет. Мы это сделаем в ближайшее время, а на всю последующую организационную работу потребуется еще 2-3 месяца.
– Через несколько дней — выборы депутатов Московской городской Думы. Согласно законодательству, выборы будут признаны состоявшимися, если в голосовании примут участие более 25 процентов избирателей. Преодолеет ли Пресня этот барьер?
– По закону я, как глава Управы, не могу призывать людей к участию в выборах, или голосовать за того или иного кандидата. Как человек и гражданин приму в них участие. Я знаю, за кого надо голосовать, приглашу своих родных и близких, позвоню знакомым. Но есть определенные группы людей, которые заинтересованы в срыве выборов. Я к ним не принадлежу. С точки зрения экономических соображений, выборы – дело дорогостоящее, и проводить через полгода повторные – непозволительная роскошь. Кроме того, если Дума не будет избрана, исполнительная власть в городе выйдет из-под контроля, должна работать система сдержек и противовесов.
В конце интервью я хочу еще раз пояснить мой основной подход: хозяева района – жители. И советники, и я, как председатель районного Собрания, должны добиться, чтобы чиновники выполняли нашу волю. Все, что происходит сегодня на Пресне, это веяние времени. И то, что Юрий Лужков в последнее время все больше говорит о необходимости развития местного самоуправления, еще раз подтверждает это. Думаю, что мэр должен произвести серьезные кадровые изменения в структурах правительства Москвы. И если мы снизу, а мэр сверху будем продвигать идеи самоуправления, дело пойдет. У тех чиновников, кто этого не понял, еще есть время покаяться, есть время перестроить свой стиль работы в интересах населения. Но этого времени остается все меньше и меньше.