Сама тема "круглого стола" определила высокий эмоциональный накал встречи. Участники характеризовали положение не иначе, как кризисное, даже катастрофическое. Булочные, небольшие магазины с дешевыми и необходимыми повседневными товарами, химчистки, пункты ремонта обуви, парикмахерские и т.д., неотъемлемая часть жизни и быта коренного москвича – жителя центра, практически исчезли. На их месте, как грибы после дождя, возникли "супермаркеты" с заоблачными ценами, бесчисленные "салоны красоты", центры мобильной связи, обменные пункты и т.д. На Центральный округ приходится в настоящее время более 40 процентов всего товарооборота в Москве. В продаже есть все, кроме действительно необходимого коренным жителям округа, прежде всего инвалидам, пенсионерам и малоимущим. Исключительную сложность придает ситуации тот фактор, что новые хозяева могут сейчас перепрофилировать свои торговые площади на совершенно законном основании как им угодно, по принципу "хозяин – барин". Но кризис кризисом, а проблему необходимо решать радикально и как можно скорее, говорили участники "круглого стола". Его главной задачей была выработка конкретных, "рабочих" предложений по преодолению кризиса. И они прозвучали на встрече. Аргументировано и деловито выступили префект ЦАО Г.В. Дегтев и его заместитель М.О. Орлов. Они предложили целый ряд направлений выхода из кризиса, встреченных участниками "круглого стола" заинтересованно и вызвавших обсуждение. Среди них: - Создание комплексных центров предоставления услуг населению, где в одном месте жители смогут получить различные услуги, ранее рассредоточенные по адресам, починить обувь, отдать вещи в химчистку и т.д. - Развитие сети небольших мобильных пунктов продажи хлеба, молока, колбас и т.д. Они становятся у жителей центра исключительно популярными. Заключение договоров о "социальном партнерстве" с предпринимателями, в которых учитываются интересы как конечного покупателя, так и продавца. - Расширение сети магазинов "Ветеран", системы обеспечения инвалидов продовольственными заказами и целый ряд других. Депутат Московской городской Думы М.И. Москвин-Тарханов сделал в своем выступлении акцент на необходимость внедрения и распространения "социальной карты москвича". Эти карты, по его словам, позволят обеспечить инвалидам, пенсионерам и малоимущим гражданам ощутимые скидки при приобретении товаров и услуг. Однако из зала прозвучали скептические реплики о том, что это может быть делом лишь отдаленного будущего, сейчас же карты распространены мало, предлагаемые скидки на фоне заоблачных цен в магазинах незначительны. Обсуждалась проблема использования для развертывания сети социально – ориентированных предприятий потребительского рынка площадей первых этажей старых зданий с переселением жильцов в более удобные квартиры. Но здесь, безусловно, необходима разработка новой законодательной базы, как на московском, так и на федеральном уровнях. Выступающие активно поддержали организацию в округе временных ярмарок как одной из форм обеспечения населения относительно дешевыми и качественными товарами. Эти ярмарки очень удобны для жителей, хорошо оформлены. Г.В. Дегтев заверил присутствующих в том, что префектура будет и далее уделять организации подобных ярмарок приоритетное внимание. Для развертывания ярмарок будут выделяться наиболее удобные для жителей места. Много говорилось о необходимости уделить особое внимание помощи инвалидам, которые прикованы к постели или не могут отходить далеко от дома. Для них магазины "шаговой доступности" нужны как воздух. Некоторые участники предлагали простой выход из положения – все вернуть "на круги своя"! То есть отобрать собственность у новых владельцев и восстановить там все, как было раньше. Г.В. Дегтев не согласился с этим мнением. По его словам, возврат к прошлому уже невозможен, в стране совершенно иные социально-экономические и политические условия. И действовать необходимо, исходя уже из этих условий. Участники встречи были единодушны в том, что время не ждет, ситуация должны быть радикально исправлена в ближайшие год – два. Закрывая работу "круглого стола", Г.В. Дегтев поставил задачу восстановить сеть социально – ориентированных предприятий потребительского рынка и услуг в Центральном административном округе уже к 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Работа должна вестись скрупулезно, ежедневно, при строгом общественном контроле. С этим согласились все участники.