• Цыганка с русскою душой

    Черный ворон в сумраке снежном, Черный бархат на смуглых плечах, Томный голос инеем нежным Мне поет о южных ночах. Снова ветер, твое дыханье, Опаленные губы мои. Валентина! Звезда, мечтанье! Как поют твои соловьи! (Александр Блок) Дочь родителей с консерваторским образованием, она пела в оркестре Кролла, выступала с квартетом Чекасина, а затем работала в театре "Ромэн". Там было создано знаменитое трио с тем же названием. Став лауреатами Всероссийского конкурса молодых артистов эстрады, за двенадцать лет трио объездило чуть ли не полсвета. Но в подтверждение пушкинского "всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет" Валентина Пономарева уходит с проторенной дороги успеха. В чистое поле под названием Джаз. Композиторы Андрей Петров и Софья Губайдуллина оставляли в партитурах свободную строку и писали "Пономарева", этот карт-бланш она оправдывала блистательно. В фильме "Жестокий романс" Валентина Пономарева уникально спела превосходные романсы Андрея Петрова на стихи Цветаевой и Ахмадулиной, росчерк пера которых круто изменил ее жизнь. Когда она на сцене – это козыри на стол. Когда она поет "Ямщик, не гони лошадей" – она самая молодая, самая сильная, роковая и роковая. Она поет "Ямщика" так, будто в последний раз в жизни, а слова "Мне некуда больше спешить" – не про нее. Если она просит зал: "Какой романс вам спеть?" – то лишь затем, чтобы кокетливо и победно махнуть рукой на заявку "А напоследок": "Рано еще напоследок". "Ты пой, а я тебе помогу", – сказал ей однажды Константин. И вот уже двадцать лет он "константен" в своей ипостаси мужа и директора Музыкального театра Валентины Пономаревой. А правит этим балом загадочная Она – пружина эмоций и эгида интеллекта. Не обремененная званиями (впрочем, как и Высоцкий), Валентина Пономарева гордится самым лучшим из них – именем, которое дали ей родители. Оно, кстати, занесено в Международную книгу чести ("500 выдающихся личностей в истории человечества"), почетную книгу "Выдающиеся люди XX века" и энциклопедию "Кто есть кто в мире музыки", изданные в Америке и Великобритании. Пономарева – бессменный член жюри ежегодной "Романсиады". "Наша молодежь поет романсы – значит, они будут жить. И душа моя радуется", – говорит Валентина. – Валентина Дмитриевна, каков ваш новый проект? – Цикл "Душа моя – романс" четвертый раз осуществляется в ГЦКЗ "Россия" 25 ноября. На этот раз это санкт-петербургские молодые исполнители романсов. Считаю, что Петербург – во всем первый. Я часто туда приезжаю, и многие думают, что это мой родной город. В какой-то степени это так, ведь в фильме "Жестокий романс", с которого началась моя известность, принимали участие Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева, Андрей Мягков (тогда ленинградцы), композитор Андрей Петров… – А господин Басков, который благодаря конкурсу "Романсиада-97" (где вы были в жюри) стал известен, как-то помогает вашему проекту? – Он внес свою лепту в "Романсиаду", учредив приз своего имени. – Как вы считаете, кто имеет право петь романсы? – Абсолютно все – от оперы до рока. Прекрасны барды Олег Митяев и Вероника Долина. Высоко индивидуально певческое творчество драматического актера Олега Погудина. В газете "Жизнь", которую любит моя помощница по хозяйству, напечатали, что Эльдар Рязанов предложил исполнить романс "А напоследок" певице Алсу и вообще сделать римейк этого фильма. Потрясающая, гениальная идея! Кстати, я люблю смотреть "Фабрику звезд", там есть материал, хотя слово "звезда" не люблю и приглашенных мной артистов называю бутонами, из которых распустятся прекрасные цветы. Для них выступление на такой площадке, как зал "Россия", – честь и большое творческое испытание. Лариса Луста, Роман Демидов и другие талантливые исполнители – наше будущее. – Каково развитие романсового жанра? – Он, конечно, развивается – закон времени. Даже я сама иногда выхожу на роковые интонации. Но считаю, прежде чем экспериментировать, покажи, как ты умеешь петь классику. И "Утро туманное", и "Калитку", "Луны волшебной полосы", "Две гитары", "Темно-зеленый изумруд", "Не уходи", "Гори, гори, моя звезда" надо уметь петь прежде всего традиционно. С душой, с чувством и хорошим вокалом. Я всегда советуюсь с музыкантами моей семьи, мужем, сыном, братом, мамой. Они одобряют, а публика может не принять. Публика – самый главный индикатор. – Валентина Дмитриевна, а что для вас Малая Бронная? – Можно сказать, малая родина. Здесь прошли мои самые творческие годы. Мне нравится загадочный, мистический дух булгаковских Патриарших. Все рядом – консерватория, Дом архитектора, Дом литератора и т.д. Здесь много маленьких кафе. Когда я бываю за границей, люблю наблюдать, как девочки – дочки хозяек помогают в семейном бизнесе. Мне, кстати, очень нравится работа официантки, возможность накормить гостя, поухаживать за ним, что я и делаю с удовольствием. – А ваше любимое блюдо? – Я придаю большое значение питанию, предпочитаю научную методу Малахова. Ем сырые овощи, пью натуральные соки, не ем хлеба. К счастью, мой муж разделяет мои убеждения. …Рожденной в июле, Ракине, я посвятила певице акростих: Великолепный и мятежный Актрисы нрав неукротим. Ласкает душу голос нежный, Его не спутаешь с другим. Не уходи, побудь со мною! Твои глаза – огонь живой. Июльский вечер нас укроет, Не уходи, побудь со мною! А напоследок тихо спой...
    Категории: №1, Интервью