• Обманули? Можно пожаловаться!

    – Специалисты Роспотребнадзора проводят проверки всех предприятий и организаций, расположенных на территории округа, – рассказала она. – Проверяется соблюдение санитарных правил, правил торговли и прав потребителя. Словом, все что так или иначе может оказать вредное воздействие на человека, его среду обитания – находится в нашей компетенции. – Как часто ваша служба выходит с проверками? – Федеральным Законом № 134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлен порядок проведения надзорных мероприятий. Предприятие или индивидуальный предприниматель в плановом порядке может быть проверен не более чем один раз в два года. А если субъект малого предпринимательства только зарегистрировался, то он проверяется через три года. И потому закон предусматривает внеплановые проверки. В большинстве случаев они проводятся по конкретным жалобам граждан, а также, если люди обращались в правительство Москвы, префектуру, к депутатам Мосгордумы по вопросам, относящимся к нашей компетенции. Такие заявления пересылаются нам. Анализ работы за 2006 год показал, что количество внеплановых проверок увеличилось в семь раз, чем предполагалось. А количество обращений по сравнению с 2005 годом увеличилось на 42 процента. В 85 процентах случаев они подтверждены и рассмотрены в пользу потребителя с возмещением материального ущерба в досудебном порядке. Всего к нам поступила 571 жалоба. 258 нарушений прав потребителей связаны с культурой обслуживания, обсчетом, обвесом, введение в заблуждение относительно потребительских свойств товаров, в 231 случае люди жаловались на качество промышленных товаров, в 15 – на дистанционную торговлю по интернету. Семь человек остались недовольны качеством продовольственных товаров, а 33 не понравилось качество блюд и культура обслуживания в кафе и ресторанах. Очень много жалоб поступает по поводу некачественного оказания услуг – 309. Этот показатель значительно увеличился. Больше всего нареканий вызывает ремонт мобильных телефонов, сложнобытовой техники в сервисных центрах, изготовление окон и дверей, изготовление и сборка мебели на заказ. Например, в Пресненском районе мы провели 57 проверок. Лидер жалоб – супермаркет "Рамстор" (ул. Красная Пресня, 23). Здесь отмечено несоответствие фактических цен и указанных на ценниках, плохое качество плодоовощной продукции, узкий ассортимент хлебобулочных изделий, хотя магазин большой. Жалобы подтвердились. И за допущенные нарушения на магазин был наложен штраф. Многочисленные жалобы поступили на ООО "Кухнистрой" в Расторгуевском пер., 1, которое занимается продажей мебели по образцам. Клиентов не устраивало качество изготовленной мебели, несвоевременное выполнение заказов, грубость администрации. На предприятие был наложен штраф в сумме 95 тысяч рублей. Нашли свое подтверждение и многочисленные нарушения в магазинах "Цвет диванов" (ул. Красная Пресня, 9) и "Фортуна-гарант" (Шелепихинской наб., 20). К ним также применены соответствующие меры административного наказания. Немало нареканий у покупателей вызвало качество хлебобулочных изделий в магазин ООО "Эрфи" (ул. Пресненский вал, 1/2). Они были сняты с реализации. В сфере общественного питания проверки по жалобам проводились в ООО "Кредо", где было снято с реализации 3 кг сырья для приготовления суши, и в ООО "Технокрафлит", где снимался с реализации шашлык. В ходе плановых проверок продукты питания с истекшими сроками реализации – соус салатный, мороженое, сметана – были обнаружены в школах и детских садах округа. Правда, небольшие партии, но достаточные для того, чтобы у детей были неприятности. Очень много в магазинах и кафе снимается с реализации продуктов, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество. Как известно, по закону торговля без сопроводительных документов, подтверждающих качество и происхождение товаров, запрещена. Чаще всего из-за значимости проверяются социальные магазины, потому что на них поступает достаточно нареканий. В частности, люди нередко жалуются на "Копейку". Кто-то приобрел там испорченный фарш, кто-то – гнилые овощи и фрукты. Конечно, с такими фактами разбираемся. – Но, наверное, с нарушениями в крупных сетевых супермаркетах бороться труднее? Если маленькие магазины все же боятся быть закрытыми, то для "сетевиков" штрафы, как комариный укус… – Штрафы разные бывают, и периодичность их тоже. Кроме того, через СМИ создаем общественное мнение об их торговой деятельности. Вообще, на юридическое лицо может быть наложен штраф от 10 до 40 тысяч рублей, на физическое – до 20 тысяч. Если есть элементы мошенничества, то передаем дело в милицию, ОБЭП или прокуратуру. Например, в случаях, когда работники предприятия взяли деньги и не предоставили услугу или исчезли, самоликвидировались. Стоит отметить, что меры административного взыскания начинаются со штрафов, но могут привести и к закрытию предприятия. Мы выдаем предписание, и если оно не выполняется, дело передается в суд. И суд дальше решает, что делать – закрывать предприятие или штрафовать его дальше. Правом приостановления деятельности мы сейчас не обладаем, но выступаем инициаторами дела в суде. – Депутаты МГД сейчас разрабатывают Кодекс города Москвы об административных правонарушениях кодекс , в котором предполагается ввести более жесткие меры административного воздействия. Что вы думаете по этому поводу? – Наша деятельность в настоящее время регулируется федеральными законами. Однако в нем есть ряд моментов, которые не до конца проработаны. Например, в Административном кодексе РФ нет перечня должностных лиц, которые могут подписывать те или иные документы, что осложняет работу. Мы направили свои предложения по этому поводу Главному государственному санитарному врачу города. Возможно, они будут внесены в качестве поправок в российский КОАП. Не исключено, что и депутаты Мосгордумы учтут их при разработке городского Кодекса об административных правонарушениях. – Например, кафе или ресторан создает шум в ночное время. Такие вопросы тоже в вашей компетенции? – Да, это тоже к нам. Это нарушение прав граждан на нормальное проживание. Допустим, жители дома жалуются на шум от вентиляции в кафе или на музыкальное сопровождение в ночном клубе. С этим, кстати, к нам чаще всего обращаются. Люди испытывают неудобства от такого соседа, не спят по ночам от криков и шума автомобилей. Даже если ночной клуб оборудован со всеми требованиями, но современная музыкальная аппаратура настолько мощная, что мешает жильцам жить нормально. Наши коллеги из лаборатории филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" замеряют шум и составляют протокол, который передают нам. Мы его анализируем и делаем выводы, в какой степени идет нарушение. Когда оно подтверждается, накладываем штраф и даем предписание. В последнее время в сфере защиты прав потребителей стали возникать новые для нас направления. Например, в области ЖКХ. Жители обращаются с жалобами на неправильные расчеты за коммунальные услуги. Мы выходим с проверкой в ЕИРЦ и смотрим, как там считают. Еще стали поступать частые жалобы на туристические фирмы, которые обманывают своих клиентов. Обещают одно, а когда человек выезжает за границу – там оказывается совсем другое. Если факты подтверждаются, фирма возвращает деньги. – Сейчас существует достаточно много различных обществ защиты прав потребителей. С какими из них вы сотрудничаете? – Мы ни с какими обществами не сотрудничаем. Одно время два общества присылали нам документы своих проверок, хотя проверять никого не вправе. А мы не можем принимать меры по их проверкам. Общества защиты прав потребителей должны оказывать людям, в первую очередь, юридическую, консультационную помощь, представлять их интересы в суде, а они пошли по другому пути. Ходят, проверяют и, по сути, дублируют контрольные надзорные органы. Однако прав у них никаких нет, воздействовать на нарушения они не могут. – Как должны быть оформлены жалобы, и куда их направлять? – Мы рассматриваем любые жалобы граждан, кроме анонимных. Но лучше, конечно, составить письменное обращение. По вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия можно обращаться по телефону 692-43-10, а жалобы, связанные с защитой прав потребителей, принимаются по телефону 241-62-15. Срок рассмотрения обращений – один месяц.
    Категории: №15, Потребитель