– Василий Николаевич, расскажите о структуре, численности и механизме формирования ветеранских организаций района.
– Всей работой руководит районный Совет ветеранов. В его составе: председатель, заместители, девять членов президиума, 21 член Совета. Кроме того, созданы общественные комиссии – организационно-методическая, по социальной защите ветеранов, по патриотическому воспитанию молодежи, культурно-массовая, жилищная, по медицинскому обслуживанию, по работе с женщинами-ветеранами и вдовами, по связям с ветеранскими организациями, финансовая, ревизионная. У нас также есть 19 первичных организаций, которые являются рабочими органами Совета ветеранов на местах. Они ведут учет людей – кто прибыл, кто убыл, и организуют работу по распределению льготных талонов, карт на обслуживание в социальных магазинах, услуг и прочего, что нам выдают по линии социальной защиты, что получаем от спонсоров, от управы, от различных организаций и предприятий. Потом первичные организации отчитываются перед районным Советом, а мы – перед теми организациями, которые нам что-то предоставили.
Численность в первичных организациях – различная. И потому талоны и другие льготные услуги мы распределяем, исходя из процентного соотношения людей на местах. Например, в Совет ветеранов на Шелепихе входит 1700 человек, а есть первичные организации, где 300 или 600 человек. В первичных организациях также есть свои председатели и работают комиссии по направлениям.
Окончание. Начало на стр. 1.
– Что дает рядовым ветеранам членство в ветеранских организациях? Как организована практика распределения заказов, материальной помощи, оказания бытовых услуг, ремонта квартир и т.п.?
– Услуги разные, например, участникам Великой Отечественной войны мы выдаем талоны на бесплатное посещение бани. Все желающие получают их еженедельно. Эта услуга по распоряжению мэра Москвы предоставляется только участникам войны. Далее – путевки в санаторий "Белое озеро", расположенный в Подмосковье. Их распределением занимается комиссия по медицинскому обслуживанию. Путевки также предназначены только участникам Великой Отечественной войны по решению Правительства Москвы. Мы получаем ежемесячно 1-2 путевки. Заезды проходят с сентября по май. Летом санаторий работает как коммерческое предприятие. Недавно там построили замечательный новый корпус, и люди приезжают очень довольные.
Кроме того, мы получаем путевки в городской реабилитационный центр для ветеранов. У нас на учете состоит около 10 тысяч ветеранов-инвалидов. Это и те, кто получили инвалидность на войне – их около 150 человек, и инвалиды по возрасту. Сейчас на очереди в реабилитационный центр 17 человек. Сюда мы тоже получаем по 1-2 путевки в месяц, но бывают и семейные путевки.
Еще одно направление нашей деятельности – ремонт квартир участников Великой Отечественной войны. Нуждающиеся в ремонте подают заявление на имя главы управы, комиссия рассматривает, и в порядке очереди у них производится ремонт. Стараемся ремонтировать около 30-35 квартир в год. Раньше ремонт делали кому-то за 200 тыс. рублей, а кому-то не доставалось ничего. Теперь другая практика: мы стараемся распределить выделяемую сумму примерно на 30-35 человек. Делаем так, чтобы стоимость ремонта не превышала 50-60 тыс. рублей. Фактически очередь небольшая, заявки, как правило, удовлетворяются в течение года.
Наши ветераны имеют возможность получать юридическую помощь. Управа района организовала консультации юристов, и в Совете ветеранов тоже консультирует юрист по разным вопросам, в том числе и по жилищным. Сейчас они очень сложные. Консультации проводятся в Советах ветеранов № 4 и № 5. Чтобы попасть на прием надо позвонить в Совет и записаться. Юристы консультируют еженедельно.
Мы стараемся помогать не только участникам Великой Отечественной войны, но и всем пожилым людям. Тем более, что участников войны становится все меньше, а пенсионеров – больше. Отдельным категориям ветеранов оказываем материальную помощь. Например, недавно выдали по 500 рублей участникам Курской битвы.
Вопрос распределения денежной помощи – кому и сколько – решает Совет ветеранов или его президиум. Сейчас, к примеру, планируем оказать денежную помощь малоимущим ветеранам. Списки нуждающихся нам предоставляют первичные организации. Президиум решает, сколько направить на места в зависимости от процентного соотношения людей и от выделенной суммы. А учет ведут сами первичные организации. Это очень жестко контролируется.
Стараемся отмечать и тех, кому исполнилось 80 и 90 лет. Кроме того, выдаем малоимущим различные талоны на стрижку, ремонт обуви, в химчистку, а также направляем пожилых людей в Комплексный центр социального обслуживания Преснеского района в группы дневного пребывания. В группах по 40-50 человек. Люди там имеют возможность раз в году в течение месяца завтракать, обедать, ужинать, общаться.
– Как часто проводятся собрания ветеранов? Каким образом избираются председатели?
– Наша организация самая большая в ЦАО – около 12 тысяч ветеранов, в том числе 1167 – участники Великой Отечественной войны. Из них 19 Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров ордена Славы трех степеней. Ветеранов войны числится 3819 человек, ветеранов труда – 4398 человек, остальные – пенсионеры. Многие пенсионеры еще работают и не спешат встать на учет в ветеранскую организацию. Однако в последние годы численность ветеранской организации остается примерно на одном уровне. Кто-то уходит, но приходят новые. Я думаю, что в будущем ветеранская организация будет расти.
Механизм выборов примерно таков: в первичных организациях выборы председателей проводятся раз в два года. В районных, окружных и городской организациях – раз в четыре года. Раз в два года в марте-апреле в первичных организациях проходят отчетно-выборные собрания. Заслушивается отчет председателя, ревизионной комиссии о проделанной работе, и затем избирается председатель и делегаты на районную конференцию. На нее делегируются представители из 19 первичных организаций, это около 350 делегатов. На конференции также заслушиваются отчеты руководства и избираются делегаты на окружную конференцию ветеранов. Районная конференция состоится в сентябре-октябре 2007 года. В ноябре – окружная, в декабре – городская. На последних выборах в первичных организациях сменилось пять председателей. Так что ротация кадров идет постоянно.
– Над чем сегодня работает районный Совет ветеранов?
– Готовимся к празднованию 20-летия ветеранской организации. Торжественное собрание намечено на 5 октября. На него будут приглашены 350 человек. По случаю этого знаменательного события состоятся праздничные приемы у главы управы и у префекта. Многие ветераны получат приглашения на обеды в рестораны. Наиболее активные члены ветеранской организации будут награждены грамотами и подарками.
На торжественное собрание планируем пригласить тех, кто создавал организацию. На Пресне Совет ветеранов появился в октябре 1987 года. Первым председателем стал Алексей Николаевич Плаксин. В прошлом – партийный работник Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. А заместителем председателя Совета ветеранов избрали тогда бывшего директора трикотажной фабрики Петра Григорьевича Виксмана. Он, кстати, потом был избран председателем. Социальную комиссию возглавила Прасковья Парфеновна Ковалевская. Она 1910 года рождения и до сих принимает активное участие в жизни ветеранской организации. С 1947 года П.П. Ковалевская работала директором швейной фабрики № 10 на Пресне, а с 1956 по 1987 годы – начальником Управления бытового и коммунального обслуживания населения Краснопресненского района. Многократно избиралась депутатом района, членом райкома партии. Председателем организационной комиссии был назначен Василий Дмитриевич Иванов, работавший начальником отдела кадров завода "Рассвет". Впоследствии он стал руководителем районного Совета ветеранов, сменив на этом посту П.Г. Виксмана. Эти люди имели большой опыт работы с людьми и стояли у истоков создания Совета ветеранов Пресни. А уже после В.Д. Иванова председателем был избран ваш покорный слуга.
– Какие наиболее значимые вопросы удалось решить районному Совету ветеранов за последний год? Над чем предстоит работать в ближайшее время, в перспективе?
– Совет ветеранов Пресни всегда отличался активностью, боевитостью и являлся застрельщиком очень многих дел. В частности, наша организация первой предложила восстановить в школах музеи, которые сейчас стали центром воспитательной и патриотической работы с молодежью. Мы очень много сделали. Школьные музеи занимали первые места в Москве, причем, в разные годы. Нам есть, чем гордиться. Ветераны приходят в школы, делятся воспоминаниями, выступают перед учащимися. Сейчас во многих школах экспозиция расширяется, и музеи становятся не только боевой, но и трудовой славы. Я считаю, что должна быть преемственность поколений. У нас достаточно людей, которые много сделали для Пресни. Музей должен отражать реалии жизни, чтобы современные учащиеся могли понять, что было ценного для людей военного поколения, в послевоенные годы, и учиться на их примере. Ведь ребенок в школе должен воспитываться на чьих-то примерах, просто на пальцах ему ничего не объяснишь.
Было бы неплохо, чтобы в районе появилась такая добрая традиция: ветераны собираются и рассказывают о прошлом, об истории. Сегодня во многих районах Москвы создаются Дома ветеранов. На Пресне вопрос о Доме ветеранов стоит уже несколько лет. Нам обещали его построить, даже называлось несколько участков для строительства, сроки, но пока дело не сдвинулось. В Доме ветеранов можно было бы разместить социальный магазин, предприятия быта, зал для заседаний, где ветераны собирались бы, решали свои проблемы, здесь можно было бы организовать работу комиссий, кружков по интересам. У нас сейчас в Советах ветеранах № 1 и № 6 созданы женские клубы. Такой клуб создается и в Совете ветеранов № 8. Многие одинокие люди приходят туда, как в родной дом, собираются, общаются, отмечают дни рождения.
В Доме ветеранов мы могли бы организовывать встречи с людьми разных поколений, которые в свое время много сделали для Пресни. Ведь они – носители истории района. Я думаю, муниципальное Собрание могло бы этим делом заниматься предметно, поскольку есть хороший проект "Пишем вместе историю Пресни".
Еще ветеранов волнует дальнейшее расширение строительства Делового центра "Москва-Сити", снос стадиона "Красная Пресня" и строительство на его месте Парламентского центра. Это ударит по интересам людей, которые живут рядом. Наши ветераны писали письма Президенту РФ, что, например, строительство Парламентского центра невольно затронет соседние улицы, где живут пенсионеры. Такие решения нарушают привычную среду обитания пожилых людей, и они очень волнуются. Для старого человека переезд на новое место – тяжелое испытание, да и в новом микрорайоне им будет сложно адаптироваться.
– А как вы относитесь к идее создания районного музея?
– Рано или поздно мы придем к этому. Фактически помещение уже есть – это Историко-мемориальный музей "Пресня", который сегодня является филиалом Музея современной истории России. Но ведь этот музей создавался в советское время во многом на средства предприятий и организаций района. Почему бы сейчас на его базе не проводить краеведческую работу? Не может человек жить без исторического прошлого. Музей Пресни должен отражать историю Пресни. Одно время от прошлого пытались отгородиться. Но это невозможно. Нужно разыскивать людей, которые работали в районе и сумели чего-то достигнуть в своей жизни. Они могли бы многое рассказать, предоставить какие-то материалы. Районный музей должен собирать и аккумулировать все материалы. Он должен опираться на школьные музеи, на ветеранов.
Сейчас в некоторых районах создаются также методические кабинеты. У нас, к сожалению, пока нет возможности, поскольку нет площади. А мы могли бы проводить методические занятия в школах, аккумулировали бы материалы по ветеранскому движению. Это было бы здорово. У нас есть люди, которые работали в библиотеках, могли бы их привлечь. История проходит и, если какие-то крупицы сегодня не ухватить, то потом их будет трудно восстанавливать.
– Посещаете ли вы районный сайт? Как организована работа по обучению ветеранов основам компьютерной грамотности?
– Наши ветераны посещают районный сайт. Мы хотим постепенно ликвидировать компьютерную безграмотность среди пенсионеров. В библиотеке им. Н.В. Гоголя сменилось три группы людей, которые обучились компьютерной грамотности для работы в первичных ветеранских организациях. Конечно, пожилым людям приходится сложно, но они стараются и очень довольны. Будем это дело продолжать и дальше. Думаю, постепенно приучим ветеранов к компьютерам. Возможно, еще и во вкус войдут. Единственное "но" – у нас не все Советы ветеранов компьютеризированы. В прошлом году нам не выделили ни одного компьютера и в этом, к сожалению, пока ни одного. А они очень нужны. Было бы проще вести учет ветеранов и другую документацию. И нет Интернета, даже в районном Совете, хотя мы об этом просили. Через Интернет можно было бы решать какие-то юридические вопросы, получать информацию.
– Насколько эффективно, на ваш взгляд, работает городское законодательство в интересах ветеранов? Какие дополнительные законы следует принять депутатам Московской городской Думы для этой категории горожан?
– Возможно, стоит принять городской закон о помещениях для ветеранов, чтобы он заставил правительство города построить, например, Дома ветеранов в районах в определенные сроки или обязал не размещать Советы ветеранов в подвальных помещениях, а выделять им помещения на первых этажах. А то ведь некоторые вопросы, действительно, вызывают удивление. Например, с большим трудом глава управы и Совет ветеранов смогли обеспечить все наши первичные организации помещениями. Вопрос стоял не в том, чтобы выбирать, мы просто не могли найти хоть что-то. В районе есть помещения, которые город сдает в аренду. Говорят, что получаемые средства идут потом на социальные программы, в том числе и на ветеранов. Но возможно, стоит посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Может, надо один раз выделить достойные помещения для ветеранов? Возможность общения в этом возрасте дороже денег, поступающих от аренды. На мой взгляд, эти вопросы необходимо передать в ведение управы. Или хотя бы предоставлять информацию. Здесь должна быть прозрачность. А мы бы на местах решили проблему.
– Василий Николаевич, кроме всего, вы являетесь председателем районного совета общественных пунктов охраны порядка. Как сегодня строится работа ОПОП? Везде ли есть председатели, помещения? Как ОПОП взаимодействует с милицией, депутатами муниципального Собрания?
– В районе создано 10 общественных пунктов охраны порядка, которые базируются в участковых пунктах милиции. В целом структура ОПОП уже сложилась. У общественников много обязанностей. Они занимаются разными вопросами, но не имеют правовых полномочий, которые есть у милиционеров. Каждый месяц работники ОПОП отчитываются о проделанной работе, а каждый квартал я отчитываюсь перед окружными и городскими структурами.
На мой взгляд, милиция должна быть муниципальной, подчиняться главе управы и наводить порядок на территории того района, где она находится. Это больше относится к участковым инспекторам, которые работают непосредственно с людьми. Средства на их содержание должна выделять управа. Стоит отметить, что некоторые из нерадивых участковых инспекторов пресненской милиции были уволены. Сейчас пришли новые сотрудники. Работают добросовестно. К ним на прием приходит очень много жителей с разными проблемами: кто-то паспорт потерял, у кого-то машину ударили, кому-то сосед угрожает, а где-то во дворе появились брошенные машины. У участковых и у работников ОПОП дел хватает. Эту структуру надо укреплять и создавать нормальные условия для работы – повысить зарплату участковым, отремонтировать помещения УПМ. Ведь на сегодня почти половина пунктов милиции располагается в подвальных помещениях, требующих ремонта. Желательно оборудовать пункты милиции необходимой техникой, ввести в штат секретарей, которые бы занимались бумажной работой. И, конечно, необходимо предоставить участковым какие-то льготы. Это может быть служебная квартира в том районе, где он работает. Но этим никто не занимается. Надо создать резерв таких квартир. Может депутатам Мосгордумы стоит принять соответствующий закон и по этому поводу. Человек должен держаться за работу. Если эту структуру передали бы в подчинение управы, думаю, нашлись бы и средства и возможность.
Самое главное на сегодня – полностью укомплектовать ОПОПы кадрами, которые могли бы наладить всю работу. Но, как показала практика, не все могут здесь работать. Работников в общественные пункты подбирает управа и подобрать их очень непросто. Я считаю, искать людей надо из числа активистов района или из тех, кто ранее работал в структуре МВД, имеет опыт общения с людьми и может что-то подсказать. Человек должен быть коммуникабельным, знать особенности района, жителей, чем живет молодежь, поддерживать связь с общественными организациями, ТСЖ, разбираться в правовых вопросах, даже быть психологом т. д. Таких общественников в ОПОПах около половины.
Каждый председатель ОПОП создает совет, в который входят участковый, работники ГРЭПа и активисты из числа жителей микрорайона. Он собирается раз в месяц. Первое время было очень сложно, когда некоторые милиционеры не хотели работать с общественниками, считая, что их контролируют. Сейчас ситуация изменилась, участковые стали понимать, для них общественники – это большая помощь. Например, когда прием проводит работник ОПОП, участковый в это время может заниматься проблемами жителей. Взаимодействие появилось. В своей работе ОПОП должен опираться на жителей, чтобы больше знать, что происходит в том или ином микрорайоне. Это поможет уменьшить число правонарушений. Планируем регулярно проводить встречи участковых инспекторов и работников ОПОП с жителями микрорайонов.
К работе общественных пунктов правопорядка мы привлекаем и депутатов муниципального Собрания. Они также входят в советы ОПОП и имеют возможность получать информацию из первых рук. Но, к сожалению, координационные Советы микрорайонов, которые были созданы по решению муниципального Собрания, в полной мере так и не работают.
Наверное, следует решить вопрос поощрения добровольных помощников ОПОП из числа активных жителей, которые помогают безвозмездно. Я считаю, их помощь должна быть отмечена хотя бы небольшими подарками. Возможно стоит создать районный Совет предпринимателей для поощрения участковых или работников ОПОП за хорошую работу. Например, к празднику им можно было бы вручать тоже какие-то подарки, и люди бы знали, что их работа ценится. Хотелось бы, чтобы Пресня была спокойным районом.
– Как вы относитесь к созданию в управе Молодежного совета, а при муниципальном Собрании – молодежной Палаты? Чего бы вы от них хотели?
–К сожалению, особых результатов работы ребят за прошедший период пока не видно. Хотелось бы, чтобы молодые люди относились к своему делу серьезно. Если уж они взялись за эту работу то, чтобы ощущалось их присутствие. А пока я такого не вижу. Но сама по себе идея хорошая, потому что позволяет выделить среди молодых людей настоящих лидеров. Этому нужно учиться. Лидер должен иметь хорошие деловые и моральные качества, уважать людей, уметь повести за собой. Ведь молодым пресненцам предстоит вписать свою главу в историю Пресни. И от того, как они это сделают, зависит будущее района.