– Дмитрий, мы встречаемся с вами накануне очередной годовщины революции 1905-1907 годов, основные события которой проходили у нас на Пресне. Один из активных участников революционного восстания – владелец пресненской мебельной фабрики Николай Павлович Шмит, которому в то время было всего 22 года – фактически ваш ровесник. Не связывают ли вас родственные отношения? И как вы относитесь к тем далеким событиям?
– XX век оставил нам неисчерпаемое историческое наследие. Пожалуй, это был самый бурный и передовой век по активности граждан в общественной и хозяйственной сферах. Эта активность и жертвенность ради общего дела позволили построить в стране новые заводы, фабрики, электрофицировать и газифицировать дома, производство, выйти в космос. Все, чем мы сейчас пользуемся, пришло к нам из советского прошлого, и наша задача – не потерять, а приумножить созданное нашими предками.
Не нам судить историю и жителей Пресни начала прошлого века – они выбрали для себя путь, по которому пошли вперед, порой, ошибаясь, а, порой, достигая цели. Мы в начале XXI века тоже выбираем свой путь развития. Главное – извлечь ошибки из прошлого, не повторять их, и даже в сложнейших ситуациях оставаться людьми.
Да, многие знакомые удивляются схожести моей фамилии и революционера Шмита, в честь которого названа одна из улиц Пресни. Некоторые, шутя, предлагают в названии улицы дописать букву. Однако просто так героями не становятся и улицы не называют. Родственниками со Шмитом мы не являемся, даже дальними.
– Сегодня немного удивительно встречать ребят в красных галстуках. Многие знают о пионерах только из кино и картинок в книгах. Расскажите, как все начиналось?
– В сентябре 2002 года, пять лет назад, мы начали создавать пионерскую организацию на базе школы № 105. Администрация школы, родители, школьники одобрили эту идею. Три месяца шла подготовительная работа – ребята написали сочинения о пионерском детстве своих родителей, об истории пионерской организации. А 11 декабря в музее "Пресня" состоялся торжественный прием в пионеры. Впервые за последнее десятилетие 17 пресненским школьникам повязали красные галстуки.
Сегодня в нашей дружине более 50 пионеров. За пять лет пройден немалый путь от неизвестности до узнаваемости. Организацию знают и в районе, и в городе, и в стране – пионеры дружины "Красная Пресня" дружат с ребятами более чем из 20 регионов России.
К сожалению, пионерская организация создана лишь в одной школе района. Но некоторые наши пионеры переехали в другие районы, округа и даже за пределы города, и мы надеемся, что пионерские формирования появятся на базе других школ.
– Чем заняты пионеры?
– На мой взгляд, сегодня нельзя сказать, что если ребенку повязали красный галстук, то он сразу стал идеалом детства – добрым, честным. Нынешние пионеры – обычные дети, воспитанные в современном обществе, не всегда положительном. Это накладывает на них определенный отпечаток. И потому в процессе нашей деятельности мы стараемся заинтересовать ребят, выработать у них позитивное отношение к жизни, к окружающему их миру, людям. Учим школьников жить не просто для себя, а думать и о других. В девизе, например, Московской городской пионерской организации такие слова: "Пионер! Будь готов служить Родине, добру, справедливости!". Вот к чему мы призываем пионеров сегодня.
Немало дел готовят ребят к нашей непростой жизни: мы занимаемся организаторской подготовкой (хороший организатор легче найдет свое место в жизни), стараемся дать ребятам нужные знания и навыки – от выживания в экстремальных условиях, до азов работы с людьми. Есть у нас и коллективные дела, помогающие творческому развитию способностей. Организуем экологические акции, благоустраиваем дворы, проводим субботники, торжественные линейки, сборы, вместе отдыхаем. Например, ходим на каток, в театр, в кино, в бассейн, в туристические походы с палатками, занимаемся спортом. Не забыта и игра "Зарница". Это и оздоровление ребят, и общее развитие, и польза окружающим. Так что, пионерские организации – объединения многопрофильные, что позволяет каждому подростку найти в них себе дело по душе. А это очень важно.
– Как вы оцениваете возможность участия пионеров в реализации проекта "Пишем вместе историю Пресни"?
– Мы, конечно, считаем себя патриотами района. И потому у нас есть хорошая программа – "История Пресни в истории Москвы и России", где мы планируем проводить работу по нескольким направлениям. Например, в районе исчезают многие мемориальные доски. И поэтому мы решили пройти и сфотографировать их, чтобы создать своеобразную мемориальную летопись Пресни. Еще одно направление – работа с долгожителями и старожилами Шелепихи, попробуем записать их рассказы о прошлом микрорайона. У нас есть старожилы, которые помнят, какие в микрорайоне жили люди, где работали, какие дома располагались раньше. Мы также планируем совместную работу с нашим музеем, обмен информацией. Еще хотим сохранить историю промышленных предприятий. Например, у нас на Шелепихе расположено крупнейшее предприятие с давними традициями – Мелькомбинат. Хотелось бы собрать сохранившиеся фотографии, воспоминания, любопытные вещи и о его деятельности, и о жизни микрорайона в целом.
– Отличаются ли современные пионеры от советских?
– Конечно, наши пионеры отличаются от советских. Пионерские организации сегодня не являются государственными организациями, не претендуют на монополию в детском движении и не стремятся к сверхмассовости. Дружина "Красная Пресня" – пионеры нового времени. На нас нет штампов и стереотипов, мы свободны от этого. Возрождались мы в новом веке, в новых условиях.
Советская пионерская организация была государственной с четко поставленными задачами, с определенной идеологией. А сегодня идеологию, ориентиры определяют организаторы и лидеры детской организации. С одной стороны – это хорошо, но с другой – нет четкости. А она должна быть и у власти, и в детской организации. Мы должны быть партнерами с государством. Потому что та школа лидерства, опыта, самоуправления, общественной нагрузки, которую пионеры проходят в детской организации, по сути, теряется, когда они выходят из организации. А эти ребята могли бы принести большую пользу и стране, и органам власти.
– Где можно узнать о московских пионерах?
– Есть сайт городской пионерской организации, где рассказывается о структуре организации, ее истории, представлены фотолетопись, основные события, дела пионеров, статьи о пионерии, форум. Раздел о нашей дружине там только формируется. Но я надеюсь, что страничка о дружине "Красная Пресня" появится и на информационном сайте района.
– Ваше отношение к инициативе столичного правительства по созданию в Москве общегородской неполитической детской организации?
– Действительно, была идея создать в городе некое содружество или союз детских организаций, который мог бы отстаивать права и интересы детских движений и объединений. Однако этот вопрос очень сложный. Прежде всего, нужен заказ государства, какими бы оно хотело видеть детей, которые выйдут их этой организации. Кроме того, надо подумать о финансовой и моральной стороне вопроса. Для организации нужны помещения, средства на символику, атрибутику, нужна идеология, которая будет понятна ребенку и в жизни, и на телеэкране. И опять же – воспитание кадров. Кто этим станет заниматься? Учителя в школах или молодые педагоги в вузах? Пока неизвестно. Это вопрос будущего, а не современности. На мой взгляд, общегородская детская организация появится не ранее, чем через 2-3 года.
– Что полезного, по вашему мнению, молодежи можно позаимствовать у комсомола? Есть ли, на ваш взгляд, необходимость создания непартийной молодежной общественной организации при поддержке государства?
– В советское время пионерская организация и комсомол настраивали и поддерживали у молодежи, прежде всего, идеологический стержень. Поэтапная школа общественной жизни – октябренок, пионер, комсомолец – давала многое. Например, когда пионера принимали в комсомол, то на собрании его товарищи высказывали свое мнение: достоин он или нет, какие недостатки надо исправить. И дети старались исправиться. Было такое общественное воздействие. Кроме того, выходя из комсомола, молодой человек знал организаторскую работу, имел опыт общения с людьми. А еще у ребят была романтика от доброго, неформального общения друг с другом. Это большой плюс в формировании характера, когда человек развивается в коллективе. Потому существовала потребность в ребятах-комсомольцах – и на стройках, и в общественной жизни.
А если сегодня государство хочет, чтобы у молодежи была достойная организация, то надо подумать, как обеспечить ее финансовой поддержкой, кадрами и предусмотреть дальнейший общественный рост тех ребят, которые будут в ней. Необходимо также подумать, по какому принципу формировать эту организацию, какой будет ее структура. Если детские организации создаются на базе школ, то на базе чего создавать молодежные объединения? Все это требует проработки.
Молодежные движения сегодня, как правило, формируются в партиях или по интересам. К сожалению, те молодежные организации, которые созданы в партиях, меня не привлекают. Они, прежде всего, думают о том, как прорваться в политику, сесть в депутатское кресло и успокоиться на этом. Я считаю, что молодежная общественная организация может думать о политике, но это для нее – не первоочередная задача. Депутатское кресло не должно быть мечтой и целью молодого человека. Целью должно быть бескорыстное служение Родине как в детских, так и молодежных организациях.
– Ваша оценка деятельности Молодежного совета при управе?
– Молодежный совет – первая попытка властей объединить молодежь на уровне района, округа. В принципе, хорошая попытка, и какие-то первичные результаты по выявлению актива в районе она дала. Однако на практике оказалось непросто включить в сложившуюся жизнь района еще и молодежную структуру, которая бы предлагала какие-то инициативы, проводила мероприятия и т.д. На мой взгляд, управы районов были не готовы к этому, и та глобальность молодежной политики, которая планировалась, не получилась. Но все же пресненский Молодежный совет достаточно хорошо поработал, и он еще может многое сделать на благо района.
– Как вы относитесь к созданию Молодежной палаты при муниципальном Собрании? На каких вопросах она могла бы сосредоточиться?
– Я считаю, идея хорошая. Молодежная палата – это большой шаг вперед. И она правильно создавалась. Ребята прошли отбор, учебу, показали свои способности. У Молодежной палаты – большое будущее, поскольку туда вошли достойные молодые люди.
Хорошо, что в дополнение к Молодежному совету создана Молодежная палата более широкого спектра действия. На мой взгляд, в будущем она может стать более солидным органом. Но Молодежные советы тоже не должны исчезнуть. Главное, не заигрываться во "взрослые" политические игры – надели костюмы, взяли портфели и сразу стали дублерами депутатов. Этого не должно быть. Пусть ребята поработают, а потом определятся, как дальше взаимодействовать. Если получится, что Молодежный совет и Молодежная палата будут дополнять друг друга, возможно, они объединятся. Это покажет время и эффективность работы.
– Какие проблемы на сегодня волнуют молодежь в наибольшей степени?
– Молодежь сегодня очень разобщена по интересам, по политическим и жизненным взглядам. Мы отгородились друг от друга железными дверями, решетками и живем по принципу: моя хата с краю, ничего не знаю. Через дверной глазок смотрим на мир. И что происходит вокруг не хотим замечать – это не мое. А кто должен заниматься проблемами? Но проблемы молодежи общие для всех – это трудоустройство, уровень зарплаты, отдельное жилье, досуг, безопасность, вопросы экологии, благоустройства дворовых территорий, общения… Все вопросы, которые так или иначе связаны с жизнью любого человека, являются и молодежными. Главное, видеть, что происходит в районе и пытаться исправлять недостатки
– Что надо сделать в первую очередь для молодежи в городе в сфере законотворчества?
– Надо сделать так, чтобы все городские законы работали и все нормы, которые в них прописаны – соблюдались. Тогда молодежь будет при деле и осознает свои права и обязанности.
Если же говорить о детских организациях, то, на мой взгляд, стоит подумать о социальном заказе властей. Пионеры, например, готовы сажать деревья, цветы, помогать в благоустройстве дворов и т.д., чтобы заработанные ими денежные средства пошли на нужды нашей организации. Но нет механизма осуществить это на деле. Неплохо было бы депутатам МГД проработать такие механизмы законодательно.
В заключение хочу обратиться к родителям школьников, чтобы они не волновались, если их ребенок захочет вступить в пионерскую организацию. Я считаю, пугаться красных галстуков не стоит. С красным цветом у нас много связано: это и флаг Москвы, и традиции Пресни. Это часть истории, и потому мы сохранили его. Мне кажется, что любое благое дело, к которому стремится ребенок, надо поддерживать. И стараться, чтобы наши дети были неравнодушными в творческой и общественной жизни.