• Наши песни как лекарство

    ВО ДВОРЕ
    ЕВРЕЙСКОГО ТЕАТРА
    Вся жизнь Аллы Иошпе, сколько она себя помнит, связана с Пресней. В детстве с мамой, папой и сестрой Фаиной Алла жила в самом центре старой Москвы, во дворе Еврейского театра (ныне это театр "На Малой Бронной"), который во многом определил ее судьбу. Малая Бронная, 4 – это был не только сам театр, но и общежитие театра, и мастерские, где изготавливались костюмы и декорации. Именно здесь будущая певица впервые увидела великих артистов Соломона Михоэлса и Вениамина Зускина (он жил с ними на одной лестничной клетке).
    – Моя музыка пришла ко мне из этого театра, – вспоминает Алла Яковлевна. – Контролерша бесплатно пускала меня на спектакли и сажала на первые места, как какую-нибудь принцессу. Мне казалось, что артисты играют и поют только для меня. И только для меня звучит потрясающая мелодия Льва Пульвера, бессменного композитора этого театра.
    Пресня – это символ Москвы и мой дом. Это двор, где я выросла, мама и папа, первый телевизор с линзой "КВН", 125-я школа, которая стала для меня не только школой знаний, но и первым опытом на сцене, детская больница им. Филатова, где мне приходилось лечиться, поскольку я была не очень здоровой девочкой. Это и Палашевский рынок, куда девчонкой ходила покупать у бабушек землянику и чернику, и пресненский роддом, в котором потом родилась дочка Таня, парикмахерская на Большой Бронной, где я делала прически. Кстати, сейчас на Большой Бронной живет наша дочь с мужем Валерием и внуком Костей. На Пресне мне все дорого и душе, и сердцу.
    К сожалению, сегодня здесь многое изменилось. Нет Палашевского рынка, как нет привычных булочных. Вместе с ними, на мой взгляд, исчез "запах" Пресни. Грустно, что, например, рядом с нашим домом едва ли не единственный на всю округу недорогой продовольственный магазин, а в аптеку мы вынуждены ездить на Тверскую.
    Говорят, сейчас – частная собственность, и владелец магазина вправе открыть на месте, например, прежней булочной дорогой бутик, который посещают за день один-два человека. Обидно. Законы должны работать на благо, а если они не помогают людям, значит, их надо пересматривать. Что стоит красота без внутренней заботы о человеке?
    На мой взгляд, недостаточное внимание уделяется и памятникам культуры, архитектуры. Вот, к примеру, наш дом на Малой Никитской. В нем когда-то жила знаменитая актриса Валентина Серова. Сейчас в одном подъезде с нами живет семья Константина Райкина, а в соседнем – семья Юрия Любимова. Дом замечательный, и он должен находиться под охраной государства. Надеюсь, когда-нибудь здесь все же появятся памятные доски.

    КАК ВСЕ
    НАЧИНАЛОСЬ
    Два года назад вышла книга о дуэте "Песня длиною в жизнь" – бесхитростный рассказ о времени, о детстве и юности Аллы и Стахана, об их радостях и горестях, о людях, которые встречались им на пути. Прочитав ее, начинаешь лучше понимать героев. Из книги мы узнаем, что юная Алла всегда мечтала о сцене. Хотела поступать в Институт им. Гнесиных, но родители отговорили из-за болезни. Тогда она подала документы в МГУ на отделение психологии. После окончания университета Алла Иошпе поступила в аспирантуру, затем работала в Институте нейрохирургии им. Бурденко, защитила диссертацию, но музыку не бросила, выступая с оркестром МГУ под руководством Анатолия Кремера.
    Однажды по телевизору она услышала странную музыку и удивительный незнакомый голос. Девушку поразило необычное узкоглазое лицо певца, прикрытые во время пения глаза… "Поет, как шаманит", – подумала она тогда. Это был Стахан Рахимов. В немалой степени своими уникальными вокальными данными он обязан матери – народной артистке Узбекской ССР, солистке Ташкентского театра оперы и балета Шахадат Рахимовой. Но это Алла узнала позднее, а пока она только могла восхититься: "Боже, как он поет!".
    Совсем скоро настал черед удивляться Стахану: "Боже, как она поет!". Он сидел в зрительном зале, когда на сцену поднялась худенькая, как ему показалось, не очень красивая девушка. И тут она начала петь. Стахан был шокирован. Он достал из кармана ручку, нашел в программке имя неизвестной певицы – Алла Иошпе – и обвел его кружочком.
    Через какое-то время они встретились. В Колонном зале проходил заключительный конкурс студенческой самодеятельности. Фаворитов, по общему мнению, было двое: "любимица московского студенчества" Алла Иошпе и восходящая звезда МЭИ, будущий инженер-электрик Стахан Рахимов. Они в итоге и поделили первое место. Однако вместе запели на одном из молодежных вечеров. Вот тогда родилось что-то такое, про что долгое время говорили: родился новый жанр – дуэт солистов. "Оказывается, каждый из нас действительно пел так, как другой, – рассказывает Алла Яковлевна, – так же чувствовал музыку, так же ее понимал! И это проявилось сразу же, в нашей первой песне вдвоем. Из нас, как певцов, получилось что-то новое, иное: ни он, ни я, а что-то третье – мы".
    Начинается новая страница их биографии. Поначалу молодожены снимали комнату на Малой Бронной, а потом получили две комнаты в огромной коммуналке у Красных ворот. Но через какое-то время вернулись на Пресню, на Конюшковскую улицу.

    МУЗЫКА
    ПОД ЗАПРЕТОМ
    Первые десять лет профессиональной жизни дуэта на эстраде прошли под знаком огромной популярности. Гастроли, концерты на самых ведущих площадках страны, за рубежом, запись на радио, телевидении, в кино и невероятная любовь зрителей. Но в одночасье все рухнуло.
    С детства Алла Яковлевна борется с постоянными болями в ноге, после того, как у нее обнаружили заражение крови. Смерти удалось избежать, но проблемы со здоровьем остались. Тогда, в конце 70-х, Аллу Яковлевну еще можно было вылечить. Такие операции делали в трех клиниках: в Израиле, в Нью-Йорке и в Париже. Иошпе и Рахимов попросили отпустить их на операцию за рубеж, но получили отказ. И тогда Стахан Мамаджанович решился: надо подавать документы на выезд на постоянное место жительство в Израиль. Но власти ответили категорическим отказом. Более того, артистов лишили званий, уничтожили все их записи, запретили выступать с концертами. Стахана Рахимова исключили из партии, их дочь, студентку-отличницу Таню, отчислили с первого курса МГУ с формулировкой "не соответствует высокому званию советской студентки". Почти десять лет Иошпе и Рахимову не давали работать. Деньги, накопленные за выступления, таяли буквально на глазах. Чтобы как-то жить, почти все вещи пришлось распродать. Спать приходилось на книжных полках.
    О тех горестных годах Алла Яковлевна вспоминает: "В один из дней мы написали ровно сто писем во все столичные издания, что мы не уехали, мы живы, мы здесь, нам просто не дают работать. Кто не боялся, приходили к нам в гости, поддерживали… И вскоре по Москве распространились слухи: Иошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. В нашей квартире на Пресне стали собираться известные люди. Среди них были актер Савелий Крамаров, знаменитый академик Александр Лернер – все, кому в разное время было отказано в выезде. Свой "домашний театр" мы назвали "Музыка в отказе".

    МЫ ВЫЖИЛИ,
    ПОТОМУ ЧТО
    МЫ – ВМЕСТЕ…
    После перестройки эстрадная деятельность Аллы Иошпе и Стахана Рахимова возобновилась. Опять гастроли за рубежом, записи и признание зрителей, в том числе и молодых. Для кого-то они появились впервые. Однажды на одном из концертов артистам передали записку: "На концерт мы пришли в ссоре, а уходим – помирившиеся".
    Да, этот дуэт можно уважать за нелегкий пройденный путь, за то, что они не сломались, не озлобились, остались преданными друг другу и музыке. Конечно, не могла не поинтересоваться, как им удается долгие годы сохранять свой творческий и семейный союз?
    – До сих пор, и всю нашу жизнь, музыка выручала нас, – делится Алла Яковлевна. – Бывало всякое. Мы ведь очень разные. Иногда нам было так трудно друг с другом, что думали, все, разбежимся. Но чаще всего ссоры наши были по пустякам. В важном и серьезном мы почти не ссорились. И вообще у нас есть свой секрет долгой совместной жизни: надо всегда вместе делать глупости. Чтобы потом не упрекать друг друга и не искать виноватых. И еще. Никогда не возвращайтесь к старым ссорам. Забудьте их. А не можете, так сделайте вид!
    Потерянные годы, конечно, не вернуть, но репертуар артистов стал больше, хотя по-прежнему они – "неисправимые лирики". Со временем дуэт стал исполнять еврейские песни. Появились композиции, написанные Аллой Иошпе. Выпущены новые диски, куда вошли их многие "фирменные" песни "И снова танго!", "Дороги артистов", "Благодарение". Иошпе и Рахимов гастролируют по Европе, США. "Но где бы мы ни были, всегда возвращаемся в наш дом, – улыбается Алла Яковлевна. – Мы – абсолютные патриоты Пресни, и с удовольствием участвовали бы в общественной жизни района. Я, например, мечтаю организовать выставку рисунков Стахана. И была бы признательна всем, кто мне в этом поможет". К слову отметить, не так давно в свет вышла вторая книга Аллы Иошпе "Хлеб – с – солью – и – пылью" – лиричные и смешные зарисовки о людях, о жизни. Книгу украшают рисунки Стахана Рахимова. Они действительно очень теплые и трогательные.
    В 2001 году Иошпе и Рахимов были удостоены званий Народных артистов России. А на днях президент РФ подписал указ о присвоении им орденов Дружбы народов.
    Сегодня, когда Алла Иошпе и Стахан Рахимов вместе выходят на сцену, зал взрывается аплодисментами. И она, как всегда, опирается на его надежную руку. Наверное, для людей это тоже что-то значит…
    9 февраля легенды советской эстрады снова выйдут на сцену. В этот день в Доме музыки состоит-
    ся концерт, посвященный 45-летию дуэта. Именно столько они вместе в жизни и на сцене. На концерте прозвучат их известные шлягеры, будут показаны старые кадры из телевизионных программ, которые под большим секретом каким-то чудом сохранила одна из работниц телевидения. "Мы будем рады, если на концерт придут пресненцы. Для них мы будем петь с особой нежностью и любовью, – говорит Алла Яковлевна. – От всей души желаем жителям Пресни каждое утро, просыпаясь, радоваться жизни. Слушайте наши песни! Они помогут. Многие говорят, что наши песни, как лекарство".
    Категории: №33, Интервью