В 1939 году она поступила в театральное училище при театре Евгения Вахтангова. Но Щукинским оно еще не называлось, поскольку актер, именем которого позже назовут учебное заведение, был жив и здоров. После окончания училища Архипова стала артисткой знаменитого театра на Арбате. В 1951 году начинается новый этап в жизни актрисы, который продолжается и поныне: она вошла в труппу театра Сатиры, где сыграла множество ролей, среди которых немало главных.
Еще студенткой Архипова получила немало предложений сниматься в кино, однако ни одно из них реализовать не удалось, поскольку ректор училища Борис Захава не любил, когда студенты отвлекались от занятий. Дебют в кино состоялся в начале пятидесятых, когда режиссер Борис Барнет предложил Нине Николаевне роль в картине "Щедрое лето". Увы, впоследствии в кино она снималась нечасто. И вовсе не потому, что режиссеры не замечали – напротив, предложений было невероятно много. Всего на ее кинематографическом счету – около полутора десятка фильмов. А сколько могло быть!
Против съемок, а, значит, частых разлук выступал муж Архиповой – знаменитый актер театра Сатиры Менглет, который был ее верным спутником в течение сорока лет. Георгий Павлович, скончавшийся в день 80-летия своей супруги, так писал о ней в своей книге: "Нина Николаевна – умный аналитик, добрый человек, счастливая мать, очаровательная женщина. Я благодарю судьбу, подарившую мне настоящего друга в жизни и искусстве". Он скончался по воле злой судьбы пять лет назад, в день предыдущего юбилея своей супруги.
Сейчас Нина Николаевна, увы, без работы. После того, как сняли с репертуара спектакль "Восемь любящих женщин", ролей у нее нет. Остается простирать руки к худруку театра Сатиры Ширвиндту: "Уважаемый Александр Анатольевич! Найдите, пожалуйста, подходящий образ для дорогой Нины Николаевны…"