• Как решить неполитические проблемы?

    Очень часто приходится слышать, что центр города – не для бедных, а в перспективе планируется сделать его нежилым. Так ли это? – В средствах массовой информации, действительно, время от времени появляются слухи о том, что якобы вся деятельность органов власти города и Центрального округа в частности, направлена на выживание людей из центра города, чтобы сделать его нежилым либо отдать исключительно под элитное жилье. Я уже не раз говорил и еще раз скажу – эти слухи не имеют под собой никаких оснований. Действительно, опыт некоторых столиц Европы говорит о том, что такой подход имеет право на жизнь. Но этот опыт неприменим к Москве и к Центральному округу. В правительстве города существует жесткая установка: центр был, есть и всегда будет жилым. Более того, если мы говорим о категории проживающих, то в центре живут и будут жить не только владельцы элитных квартир, но и те люди, которые проживают здесь уже многие и многие годы. Это целые поколения семей, для которых жить в центре – привычно и комфортно, и они не променяют свой переулок в центре Москвы на более просторную жилплощадь на окраине столицы. То, что проблема переселения многие годы оставалась одной из самых острых, поверьте, никак не связана с политикой. Она вызвана объективной причиной – нехваткой свободных площадок для строительства муниципального жилья. Конечно, теоретически можно все площадки в центре отдать под строительство муниципального жилья. Но ведь чтобы строить это жилье, городской бюджет должен получать определенный доход. А доходы как раз и формируются за счет продажи доли города в коммерческом жилье или нежилых зданиях. И этот баланс поступления средств и затрат на строительство муниципального жилья зачастую является определяющим. Именно нехватка муниципальных домов в центре послужила в прошлые годы причиной переселения людей на периферию. Но сегодня мы выстраиваем строительные программы таким образом, чтобы к 2006 году обеспечить 100-процентную возможность для всех тех, кто попадает в программу переселения, оставаться в пределах Центрального округа. Я приводил эти цифры много раз в средствах массовой информации и еще раз назову: 2004 год – 65 процентов семей остались в пределах Центрального округа, 2005 год – 85 и 2006 год – 95-96 процентов. Почему не 100? Это объяснимо – есть и такие семьи, которые сами хотят выехать за пределы Центрального округа: либо ближе к своим родственникам, либо в более экологически чистый район города Москвы. Кстати, объем строительства муниципального жилья в округе неуклонно возрастает. В 2004 году – 62 тысячи кв. метров, в этом году – 70, 2006 – 90 и 2007 – 115 тысяч кв. метров. Это жилье, которое бесплатно передается очередникам и под переселение из аварийных и ветхих зданий. И это тот объем, который даст нам возможность оставлять жителей в пределах округа. Кстати, приведу еще одно доказательство городской политики, направленной на развитие центра как жилого комплекса. Мы ежегодно строим и реконструируем 3-4 школы, 1-2 детских сада, продолжаем строительство и реконструкцию центров социального обслуживания, управлений социальной защиты населения – иными словами, тех объектов инфраструктуры, которые прежде всего нужны социально незащищенным слоям населения. Строим мы и спортивные объекты и объекты культуры. Зачем бы мы вели столь масштабное строительство и затрачивали такие деньги, если бы не хотели сохранить центр жилым, и, в первую очередь, не только для богатых? – На улицах центра, в подземных переходах очень часто попадаются попрошайки, бомжи. Как вы относитесь к лицам без определенного места жительства, и существуют ли способы борьбы с ними? – Бомжи – это люди, которые зачастую фактически своей жизнью, своей деятельностью привели себя к этому состоянию. Хотя есть люди, которые остались на улице вследствие различных жизненных ситуаций, не зависящих от них. Как бороться? Это все-таки создание условий для социальной реабилитации этих людей в сочетании с мерами административного характера. В городе создана сеть приютов для таких людей, которые оказались в незавидном положении. Эта сеть сегодня не может охватить очень большое количество бездомных, но, тем не менее, она выполняет свою задачу. Вместе с тем, есть ряд бездомных, которые после получения определенной помощи, опять уходят на улицу. Поэтому необходимы также меры административного характера – мы не можем допустить, чтобы такие люди в грязной пачкающей одежде, иногда имеющие запущенные болезни, находились, например, в транспорте, на предприятиях общественного питания, потому что это действительно может создать определенную опасность для окружающих. Конечно нужно продолжать работать по их социальной реабилитации. Наверное, сочетание этих методов и определяет основное направление работы с такой категорией людей. – На улицах Москвы постоянные пробки, автомобилей становится все больше и больше. Машины в центре очень часто паркуются на тротуарах. Как будет решаться транспортная проблема? – Безусловно, это одна из серьезных проблем центральной части – автомобильные пробки и связанная с этим проблема экологии. 80-90 процентов экологически неблагополучной обстановки создает именно транспорт, который стоит в пробке при работающем двигателе. Мы прекрасно осознаем эту проблему, но я не считаю, что проблема движения в центральной части города среди всех наших проблем – самая главная. Несмотря ни на что, Москва все-таки движется. Я езжу по тем же улицам – у меня других улиц-то нет, езжу так же, как и вы ездите. – Вы, как член правительства города, наверное, имеете мигалку? – Езжу без мигалки, без сопровождения, без спецсигналов. А машина у меня, наверное, даже похуже, чем у некоторых из присутствующих здесь в студенческой аудитории. Если же говорить о парковках, то необходимо решить две проблемы: обеспечить ночную парковку для жителей и дневную – для транспорта, приезжающего в центральную часть города. И еще одна проблема – пропускная способность наших дорог и, соответственно, их зарузка. Вот эти проблемы увязаны настолько тесно, что решая одну, мы должны решать и другую и, соответственно, не решая какую-то из этих проблем, мы не изменим ситуацию в целом. Основную же проблему для пропускной способности большинства дорог создает неправильная парковка в правых крайних рядах. Я сейчас не буду много говорить о том, как это влияет на уборку снега. Все прекрасно понимают, что когда транспорт паркуется по всей улице, снег убирать весьма сложно. Так вот, создавая парковочные места ночного и дневного пребывания, мы разгрузим дорожную сеть. Но, развивая дорожную сеть, мы должны приспосабливать ее к потребностям движения. Никому же в голову не придет припарковаться на 3-м кольце в правой стороне или на эстакаде. Поэтому проблем по продвижению по 3-му кольцу, за исключением часов пик, в принципе, нет. Мы сегодня проанализировали проблему обеспеченности машиноместами. В центре она составляет 20 процентов, а в среднем по городу – 35. В соответствии с ранее утвержденным градостроительным планом развития территории округа мы должны были выйти на 70-процентный уровень обеспеченности парковочными местами только к 2020 году. Очевидно, если бы мы шли такими темпами, то просто бы обрушили ситуацию и, наверное, в ближайшие годы Москва бы встала уже не на час или два, а может быть, на сутки-двое. А вот этого мы допустить не можем ни при каких обстоятельствах. Поэтому пришлось пересмотреть эту программу и поставить себе новую задачу – уже к 2008 году обеспечить достижение уровня потребности 60-70 процентов от норматива. И здесь главная проблема по центру – отсутствие площадок для парковок. Отдельно стоящие гаражи можно совершенно спокойно построить в спальных районах, но в центре этого сделать нельзя – есть нормативы, есть определенные требования к вместимости и т.д. Поэтому мы сегодня начали искать нетрадиционные методы размещения машин в центре. Над железнодорожными путями, под руслом водоотводного канала. Мы также изучаем возможность размещения транспорта в продолжении транспортных тоннелей, организации стоянок за счет механического подъема. Ну и, конечно, главное – это вопросы, связанные с экономикой. Многоярусные гаражи, которые сегодня строятся в городе, очень дорогие, и среднему классу не под силу. Поэтому мы будем использовать в основном две программы, которые приняты в городе: это строительство гаражей за счет бюджета, т.е. фактически место в этом гараже будет не продаваться, а сдаваться в аренду по цене, которая должна компенсировать охрану гаража, уборку и эксплуатацию инженерных систем. Эти цены вполне приемлемые и, кстати, сопоставимы по стоимости с теми, которые у нас сегодня есть на открытых стоянках. И второе – "народный гараж", когда люди сами, на свои деньги создают кооператив, строят гараж, и таким образом цена машиноместа выходит практически на уровень себестоимости. Что касается дорожной сети, то, безусловно, нам надо развивать очень многие развязки: убирать светофоры, строить подземные переходы, пересматривать схемы движения по переулкам, особенно в пределах радиальных магистралей и Садового кольца. Ну и последнее – меры административного воздействия к водителям, которые нарушают правила парковки транспортных средств в Москве. Эти меры будут становиться все более жесткими, но при условии увеличения обеспечения наших жителей организованными местами для парковки. Чем выше будет процент этого обеспечения, тем жестче должна быть административная ответственность за нарушение. – Очень много нареканий по работе правоохранительных органов. Недавно на моего товарища на Чистых прудах напали хулиганы, отобрали мобильный телефон. Милиция приехала только через полчаса… и посоветовали даже не подавать заявления, потому, что таких случаев много, а кого-то поймать просто нереально. – Я знаю о таких проблемах. Недавно начальник ГУВД города Владимир Васильевич Пронин проводил совещание по итогам девяти месяцев по Центральному административному округу. Это был очень жесткий разговор. "Вероятно, скоро будем просто сажать тех сотрудников милиции, кто не достоин звания стража порядка", – сказал он. Совершенно очевидно, что те отрасли городского хозяйства, которые перешли сегодня на рыночные отношения, где действительно существует экономическое регулирование всех процессов, там идет жесткая конкуренция, и подобные проблемы не возникают по определению. А милиция, которая прежде всего должна обеспечить безопасность – это бюджетная сфера, но она не получает сегодня то необходимое количество средств, которые по-хорошему надо было бы в милицию направить. Мы милиции помогаем, прежде всего это касается материально-технического обеспечения: покупаем машины, металлодетекторы, ремонтируем помещения, приобретаем рации, чтобы обеспечить эффективную работу стражей порядка именно в системе общественной безопасности на территории города. Но коренным образом изменить ситуацию пока не получается. И вряд ли можно эти проблемы решить в отрыве от общей экономической ситуации, создать из нее, скажем так, элитную службу, которая по взмаху волшебной палочки реагировала бы так, чтобы у нас не было к ней вопросов. Тем не менее, Парк Горького, бульвары, сады, центральные улицы, то есть места, предназначенные для массового отдыха, должны быть, конечно, на особом контроле. Думаю, что все-таки ситуация будет выправляться, но это процесс постепенный, и ждать каких-то быстрых и резких изменений не стоит. Но мы ситуацию пытаемся исправлять и с помощью других способов. Так, в следующем году в ЦАО завершается программа по установке систем видеонаблюдения. В 2006 году все дома и подъезды округа будут оснащены электронной аппаратурой, которая будет транслировать картинку на специализированные диспетчерские пункты, напрямую соединенные с милицией. Это, кстати, очень эффективная программа, мы уже констатируем снижение краж и увеличение раскрываемости преступлений. – Иногда на массовых мероприятиях сами власти, милиция создают проблемы с проходом на эти мероприятия. Когда закрывают одну станцию метро – на соседней образуется давка. – Мы живем в большом городе, и проведение массовых мероприятий всегда сопряжено с рядом сложностей. Но это не значит, что от них нужно отказываться. Я считаю, что все мы должны иметь возможность ходить на праздники, на дискотеки, на демонстрации. Но при этом чувствовать себя в безопасности. Именно поэтому сегодня городские власти очень требовательно относятся к тем мероприятиям, которые проводятся в городе, к обеспечению их безопасности. Я лично за то, чтобы еще более ужесточить их. Чем они будут жестче, тем безопаснее жители будут себя чувствовать на этих мероприятиях. Но я согласен, что проблем от применяемых систем безопасности для москвичей, пришедших отдохнуть, не должно быть. Наверное, в будущем необходимо увеличивать количество пропускных постов, рамок безопасности, ручных металлодетекторов, которыми проверяют людей, и они будут проходить спокойно для того, чтобы поучаствовать в мероприятии. Вот с этой точки зрения замечание, безусловно, правильное, и нам надо над ним поработать. А пример, связанный с закрытием станции метрополитена – не просто чье-то желание, это вполне вынужденная мера. Она обоснована, прежде всего, необходимостью обеспечения безопасности самих людей. Иногда их намеренно останавливают, чтобы сначала прошла какая-то группа, потом снова ждут, пока не пройдет следующая часть людей. Так поддерживается безопасность в метрополитене. Несколько лет назад был случай, когда людей просто затоптали. Подобная ситуация может возникнуть в любой момент, и поэтому часть станций метрополитена закрывают, а людей направляют по улицам, проспектам и площадям к наземному транспорту. Это, безусловно, неудобно, но когда проводится мероприятие, в котором задействовано 100-200 тысяч человек – достаточно серьезно. Вы на футбол ходите? – Нет. А вы? – Нет, я занимаюсь хоккеем и баскетболом. Хотя как-то был на футболе, и когда закончился матч, видел, как регулируется движение болельщиков от стадиона "Лужники" до метро. Вот это классический пример того, как идет регулировка толпы. Кстати говоря, не всегда доброй и спокойной – нередко в этой толпе есть довольно агрессивные "очаги". И я могу еще добавить, что подобный опыт существует во всем мире, так что мы не изобретаем колесо. А вот на Новый год, который уже наступит совсем скоро, как правило, наоборот: в центральной части города продлевают работу метрополитена, а городской наземный транспорт начинает работать в более раннее время. – Каковы перспективы развития кабельного телевидения в Центральном округе? – Система кабельного телевидения в каждом округе города исторически развивалась по-своему. Например, где-то в округах есть одна окружная студия кабельного телевидения, которая работает уже много лет, например, на юго-востоке. В центре работало 4 студии районного масштаба и одна окружная. Сейчас мы планируем провести реорганизацию этой системы. Предполагается создание одной телевещательной компании, имеющей статус окружной, которая будет нанимать на подряд районные студии кабельного телевидения. Я мог бы предложить студенческому сообществу, которое готовится стать журналистами, попробовать поработать в этом направлении. Может быть, кому-то из вас захочется глубже разобраться в непростых темах, проблемах, которые присущи Центральному округу. Посмотрим, что получится с точки зрения студенческого молодежного взгляда будущих профессионалов в области СМИ. У нас также есть окружная и районные газеты, где также можно попробовать свои силы. Если будет желание, то мы, безусловно, можем такую работу со студентами журфака МГУ провести.