– Людмила Петровна, какие основные вопросы удалось решить за время работы в муниципальном Собрании? Что не получилось? – Основное для меня – во всем разобраться, так как в муниципальное Собрание я избрана впервые. Хотя всегда любила общественную работу, еще с советских времен. Искренне радовалась, когда удавалось помочь людям. И сегодня считаю это своей главной задачей. Что-то получается: однажды мне удалось, используя свои депутатские полномочия, остановить незаконное строительство. Но в целом авторитет нынешнего местного самоуправления недостаточен, и его возможности слабы – люди привыкли обращаться за помощью к исполнительной власти, а не к депутатам. Но ведь и депутаты могут сделать немало – было бы желание. Я, например, в своем избирательном округе организовала доставку продуктов на дом пожилым людям. Причем делал это магазин, который расположен в другом районе. В нашем микрорайоне – на Бронных улицах, прилегающих переулках – практически не осталось продовольственных магазинов. Там, где были гастрономы, теперь рестораны. Недавно, правда, открылся супермаркет "Алые паруса", но для многих пресненцев цены там неподъемные. Но, думаю, руководители этого магазина найдут возможность оказывать помощь социально незащищенным людям. Может быть, это будет та же система заказов, о которой я говорила. – Депутаты Мосгордумы рассматривают законопроект, который предполагает передать органам МСУ отдельные государственные полномочия. Какие из них, на ваш взгляд, необходимо передать в первую очередь? – Депутаты избраны населением, поэтому они ближе к людям и лучше знают их житейские проблемы. Почему бы не разрешить местному самоуправлению заниматься вопросами благоустройства дворов? Сегодня это в компетенции исполнительной власти, а депутаты остались в стороне. Ни один депутат, насколько я знаю, не участвовал в приемке отремонтированных дворов, хотя необходимость этого ни у кого не вызывает сомнений. Много говорится о том, что дворы должны благоустраивать комплексно, но в нашем микрорайоне мы видим только, как подкрашиваются ограждения и ремонтируются малые архитектурные формы. Депутаты могли бы перед утверждением программы благоустройства встретиться с людьми, выяснить, что бы они хотели видеть у себя во дворе. Может, и средства жителей привлечь, нельзя же все делать за государственный счет! Но пока мы видим, что многие подрядчики попросту осваивают выделенные средства, кстати то же самое происходит и в школьных дворах. Второе, что можно уже сегодня безболезненно передать – это детские и подростковые клубы по месту жительства. Депутатский контроль за их работой был бы более эффективным, нежели у исполнительной власти. – Ваше отношение к нынешней структуре образования. Какие проблемы, в частности, испытывает ваша школа? – Основная проблема – кадры. Молодежь не идет работать в школу. И дело не только, как считают многие, в низкой зарплате педагогов. Школа катастрофически стареет. Сегодня детей учат все те же люди, которые преподавали, к примеру, 20-30 лет назад. Но мы живем в совершенно другой стране. Поэтому и нужны молодые люди с более современными взглядами. Но молодой специалист, который приходит в школу, получает зарплату по самому низкому тарифному разряду. Я считаю, что следует разрешить коллективам школ присваивать наиболее способным молодым педагогам более высокие разряды не через год работы, а пораньше, ведь мы живем в условиях рыночных отношений, и если видим, что специалист достаточно квалифицированный, то зачем его заставлять ждать годы – надо сразу поощрять. – Вы уже много лет работаете в школе. Как за это время менялись учащиеся? – Раньше ребенку можно было сказать один раз, и он все понимал. А теперь приходится все доказывать, обосновывать. Прогулов стало больше – уж очень много соблазнов, кругом столько интересного! Кстати, большинство ребят в наше время увлечены компьютерами, часами сидят в Интернете. Насколько я знаю, правительство города наконец-то озаботилось тем, что школьники в учебное время посещают Интернет-кафе. Появился даже новый термин – "игромания". Но у детей на этот счет своя отговорка – я, мол, над рефератом работаю. Дело это, конечно, нужное, но тот же реферат лучше готовить под контролем педагогов, поэтому Интернет должен быть доступен и в школах, и в библиотеках, а не только в Интернет-кафе. Кстати, у нас в школе существует свой сайт www.school124.ru, который создали и поддерживают вот уже около 10 лет наши выпускники. И нынешние школьники, заходя на сайт, могут оставить любую информацию о своих учителях, товарищах и т.п. Много интересного можно узнать из этих записей! – Как вы относитесь к тому, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне? Как используется здание и помещение школы в вечерние часы? – Ребенка мы порой просто раздираем на части. Он в школе отучился, потом куда-то в клуб поехал заниматься спортом или изучать иностранный язык. Рядом с нашей школой всего один такой клуб – "Сокол" на Никитском бульваре. А ведь мы могли силами преподавателей детских клубов организовать обучение ребят на нашей базе. Ребенку надо сменить обстановку – результат будет лучше, если дополнительные знания в него после уроков будет вкладывать не школьный учитель, а преподаватель из детского клуба. Но в целом – нужны детские центры творчества типа Домов пионеров, которые были раньше и занимались всей организационно-методический работой в масштабах всего района. – Ведется ли совместная работа с музеем "Пресня"? Как вы оцениваете уровень организации краеведческой работы в районе? – В музее "Пресня" мы были последний раз лет 10-12 назад. Возможно, дело в том, что рядом с нашей школой довольно много самых различных музеев. И мои ученики, к примеру, наизусть знают все башни Кремля, но что происходило и происходит вокруг себя – реально не замечают. Краеведческой работой как таковой в районе всерьез никто не занимается. Выезжаем куда-то за пределы московской области – в каждом небольшом городке есть свой краеведческий музей. Я знаю, что по инициативе главы управы редакция вашей газеты начала работу над проектом "Пишем вместе историю Пресни". Но, конечно, поднять такой пласт работы на общественных началах тяжело, и говорить о больших результатах пока рано. Может быть, найдутся инициативные люди из числа учителей-историков, которые помогли бы в организации этой работы. Да и с музеем "Пресня" надо взаимодействовать плотнее. В нынешнем году исполняется 100 лет декабрьскому вооруженному восстанию, основные события которого развивались у нас на Пресне. Сейчас самое время посмотреть на это со всех сторон. – Есть ли у вас в школе молодежные организации? Каким образом, на ваш взгляд, следует развивать молодежное движение? –Молодежные организации, несомненно, нужны. У нас в школе существует трудовое объединение молодежи. Каждое лето около 50 старшеклассников выезжают в подшефный колхоз, где работают и отдыхают. Возможны объединения и на другой основе. Ведь пионер-ские дружины, комсомольские ячейки давали очень многое. А сейчас растут безынициативные люди. Детям, которые по натуре лидеры, очень трудно проявить себя. И важно взять все хорошее из того, что было раньше. Сегодня в каждой школе есть ставка вожатого. Если раньше ее пытались использовать как некую прибавку к чьей-то должности, то теперь этой работе уделяется серьезное внимание. У нас, к примеру, в школе вожатой работала 45-летняя женщина. Возраст, прямо скажем, не пионерский, но как она умела заинтересовать и организовать ребят! – Как вы считаете, нужна ли району своя молодежная газета? – А ведь такая газета была, называлась она "Молоко", наши ребята ее с удовольствием читали… – Из-за недостатка финансирования ее выпуск приостановлен. – Очень жаль. Считаю, что нашему району, где около 30 школ и других учебных заведений, районная молодежная газета очень нужна. Ребята старших классов испытывают большую потребность в том, чтобы высказаться на страницах газеты. Знаю по нашему опыту, у нас была своя, школьная, "Мордоворот" называлась. К тому же газета как-то объединяет, сплачивает. Наверное, стоит подумать, как возобновить выпуск "Молока". Польза будет и для детей, и для взрослых.